Ещё в 2019 году Россия, Индия и Иран договорились о строительстве торгового пути, который получил название "Север-Юг" (не путать со старым названием Пакистанского потока). Он пройдет через территории стран-партнеров и соединит Санкт-Петербург и Мумбаи. Его общая длина составит 7200 км.
Проект разрабатывается как альтернатива перегруженному Суэцкому каналу ещё с 1999 года. По рассчетам, новый путь будет вдвое короче, благодаря чему может быть преодолен на 10 суток быстрее. Реализации амбициозных планов помешало обострение военного конфликта между Пакистаном и Индией, что привело к исключению пакистанских территорий из проектируемого маршрута.
Как результат, индийские грузы должны были идти по железной дороге до Мумбаи, погружаться на корабли и идти до Ирана, затем снова погружаться в товарные составы и идти по железной дороге в России, а затем снова погружаться на корабли и направляться в Европу.
Столь сложная логистика сильно снизила интерес к этому маршруту, поскольку увеличивала расходы на транспортировку товаров и общее время их доставки. При этом изначально пропускная способность иранских железных дорог была очень ограничена и не позволяла одновременно перевозить большой объем грузов. Поэтому проект встал на 20 лет в ожидании реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры Ирана.
Сейчас проект ожил. Индия, ставшая недавно третьей экономикой мира и имеющая одни из самых высоких темпов экономического роста в мире, инвестирует огромные средства на развитие сети собственных и иранских железных дорог. Со своей стороны Россия активно проводит работу по развитию астраханского транспортного хаба - модернизирует порт Оля и расширяет порт Махачкале. Также планируется увеличить пропускную способность железных дорог на границе с Азербайджаном и Казахстаном
Индия намерена составить серьезную конкуренцию Китаю и его проекту нового шёлкового пути. За последние 10 лет экспорт индийских товаров Европу вырос в 2,5 раза. Индия всерьез обсуждает с Евросоюзом вопросы о создании зоны свободной торговли и готова завалить европейский рынок своей продукцией (в том числе и высокотехнологичной).
В этой истории Россия будет иметь такое же важное стратегическое значение, как и при реализации китайского проекта. Через нашу страну будет проходить наиболее протяженный участок торгового маршрута Север-Юг, поэтому Россия получит существенную экономическую выгоду, причем не только от транзита индийских грузов в страны Европы, но и за счет увеличения объема экспорта российских товаров на огромный индийский рынок, который вполне сопоставим по своим размерам и потенциальной доходности с китайским.
Кроме того в июле этого года Иран заявил о намерении официально вступить в Евразийский экономический союз. Такое объединение, в купе с доступом к индийскому рынку, создаст весомый противовес Китаю и будет способствовать экономическому подъему и усилению позиций России в этом регионе.