Найти тему
Северяночка

С удивлением узнала, почему отдельные росписи в старом соборе сохранились лучше соседних: все хотели стоять ближе к раю

Оглавление

Нет, нет к краю, я не описалась, а именно к раю. Или даже так - к Раю.

В росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтово более 300 сюжетов и отдельных персонажей. Они занимают все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов.

Все это - творение великого художника Дионисия, мастера, который расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием.

-2

Роспись поистине уникальна: размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены всей архитектуре собора. Это очень гармонично и безумно красиво!

Чтобы рассмотреть и детально изучить все росписи, требуются недели и месяцы. Когда на прошлой неделе мы оказались в Ферапонтово с друзьями, один из них рассказал показательную в этом смысле историю.

В юности он провел здесь две недели на практике. В первый же день их, молодых и зеленых искусствоведов, разумеется, подвели к дверям собора. А дальше весь первый день они так перед этими дверями и простояли - внутрь зашли только на следующий. Несколько часов преподаватель рассказывал им о фреске вокруг дверей. И только когда стемнело, а студенты уже падали от усталости, остановил рассказ, с сожалением, что, конечно, рассказал не все и "галопом по Европам":)

Вот у этих дверей стоял мой друг сотоварищи
Вот у этих дверей стоял мой друг сотоварищи

Как что годы можно провести, изучая все сюжеты, рассматривая фигуры и орнаменты, восхищаясь гением Дионисия. Не зря его сравнивают с величайшими художниками той эпохи, с Леонардо и Рафаэлем. Но даже часовая экскурсия - это событие, которое потом осмысляешь несколько дней и даже недель.

Вот только одна деталь, на которую я обратила внимание, как только восторг (каждый раз здесь захватывает дух от красоты, как в первый!) немного поулегся.

Посмотрите внимательно на фото. На нем - фреска с изображением сцены Страшного Суда.

Видите, как сильно "потерта" роспись внизу слева? И каким почти нетронутым остался узор внизу и справа от дверей?

-4

Оказывается, этому есть простое объяснение, которое меня, признаться, впечатлило. Орнаменты закачиваются как раз на уровне человеческого роста, и мастера, конечно, понимали, что рисовать саму фреску ниже - смысла нет. Монахи и прихожане, отстаивающие в соборе многочасовые службы, со временем "сотрут" рисунок со стены.

Но почему справа - узор за пять веков сохранился почти не тронутым, в слева наоборот?

Объяснение в самой сцене. По центру над вратами был написал образ Христа (он не сохранился), вершащего Страшный Суд. По правую руку от него (там, где рисунок вытерт) - сцены, символизирующие "рай".

-5

А по левую - "ад". Видите, красное пламя геенны огненной, где видна фигура грешника?

-6

Никто из прихожан не хотел стоят "в аду", все стремились на службе занять место под "раем".

Именно поэтому, фрески под сценами из ада сохранили почти первозданную яркость и прорисовку. Кстати, эти рисунки нигде не повторяются.

Понятно, что мои рассуждения несколько (сильно) поверхностны. И мыслю я, как простой обыватель. Еще раз повторю, на то, чтобы понять и изучить все нюансы, у специалистов уходят годы!

Моя же задача простая - показать вам хотя бы кусочек этой рукотворной красоты. И, быть может, оказавшись на Русском Севере, вы свернете с трассы Вологда - Медвежьегорск к древнему Ферапонтову, что увидеть ее своим глазами. А если пока возможности нет, то посмотрите видео, за 2 минуты я постаралась обойти для вас все уголки храма.

Из Вологды с теплом, Ваша Северяночка