Нет, нет к краю, я не описалась, а именно к раю. Или даже так - к Раю.
В росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтово более 300 сюжетов и отдельных персонажей. Они занимают все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов.
Все это - творение великого художника Дионисия, мастера, который расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием.
Роспись поистине уникальна: размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены всей архитектуре собора. Это очень гармонично и безумно красиво!
Чтобы рассмотреть и детально изучить все росписи, требуются недели и месяцы. Когда на прошлой неделе мы оказались в Ферапонтово с друзьями, один из них рассказал показательную в этом смысле историю.
В юности он провел здесь две недели на практике. В первый же день их, молодых и зеленых искусствоведов, разумеется, подвели к дверям собора. А дальше весь первый день они так перед этими дверями и простояли - внутрь зашли только на следующий. Несколько часов преподаватель рассказывал им о фреске вокруг дверей. И только когда стемнело, а студенты уже падали от усталости, остановил рассказ, с сожалением, что, конечно, рассказал не все и "галопом по Европам":)
Как что годы можно провести, изучая все сюжеты, рассматривая фигуры и орнаменты, восхищаясь гением Дионисия. Не зря его сравнивают с величайшими художниками той эпохи, с Леонардо и Рафаэлем. Но даже часовая экскурсия - это событие, которое потом осмысляешь несколько дней и даже недель.
Вот только одна деталь, на которую я обратила внимание, как только восторг (каждый раз здесь захватывает дух от красоты, как в первый!) немного поулегся.
Посмотрите внимательно на фото. На нем - фреска с изображением сцены Страшного Суда.
Видите, как сильно "потерта" роспись внизу слева? И каким почти нетронутым остался узор внизу и справа от дверей?
Оказывается, этому есть простое объяснение, которое меня, признаться, впечатлило. Орнаменты закачиваются как раз на уровне человеческого роста, и мастера, конечно, понимали, что рисовать саму фреску ниже - смысла нет. Монахи и прихожане, отстаивающие в соборе многочасовые службы, со временем "сотрут" рисунок со стены.
Но почему справа - узор за пять веков сохранился почти не тронутым, в слева наоборот?
Объяснение в самой сцене. По центру над вратами был написал образ Христа (он не сохранился), вершащего Страшный Суд. По правую руку от него (там, где рисунок вытерт) - сцены, символизирующие "рай".
А по левую - "ад". Видите, красное пламя геенны огненной, где видна фигура грешника?
Никто из прихожан не хотел стоят "в аду", все стремились на службе занять место под "раем".
Именно поэтому, фрески под сценами из ада сохранили почти первозданную яркость и прорисовку. Кстати, эти рисунки нигде не повторяются.
Понятно, что мои рассуждения несколько (сильно) поверхностны. И мыслю я, как простой обыватель. Еще раз повторю, на то, чтобы понять и изучить все нюансы, у специалистов уходят годы!
Моя же задача простая - показать вам хотя бы кусочек этой рукотворной красоты. И, быть может, оказавшись на Русском Севере, вы свернете с трассы Вологда - Медвежьегорск к древнему Ферапонтову, что увидеть ее своим глазами. А если пока возможности нет, то посмотрите видео, за 2 минуты я постаралась обойти для вас все уголки храма.
Из Вологды с теплом, Ваша Северяночка