Найти тему
Суверенная Россия

Капитализм в России "антисоциален и людоедский". Андрей Фурсов

Капитализм, в основном, это контроль. Капитал – это овеществленный труд, который реализует себя, как самовозрастающая стоимость. Если речь идет о контроле над социальным поведением, посредством того, например, какие у тебя потребности, сколько ты кликаешь и так далее. Это уже не является капитализмом, это объектом присвоения является сам человек.

Фурсов Андрей Ильич – историк, социолог, публицист. Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Фурсов Андрей Ильич – историк, социолог, публицист. Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.

И вот Шушана Зубов говорит о том, что для неё важный момент не 11 сентября 2001 года, а 9 августа 2011 года, потому что там произошли три события. Первое – это Apple обошел ExxonMobil в качестве высоко капитализированной корпорации. Второе – бунт в Лондоне, 16 тысяч полицейских вышли против женщин, студентов, цветных и так далее. Наконец, третье – граждане Испании потребовали от Google, чтобы он забыл о них, чтобы он. не влезал в их дела. И, если посмотреть, откуда растёт и финансиализм, и глубинная власть и надзорный капитализм, то, безусловно, момент истины – это середина 70-ых годов, когда мировая верхушка поняла, что еще несколько шагов и левые партии, с опорой на средний слой, могут начать большой-большой передел. Была сделана установка, были найдены те слои, которые можно было стравить с традиционно рабочим классом. Шушана Зубов называет этих людей, как люди второго Модерна – это студенты, женщины, маргиналы, цветное население и мигранты. С опорой на этих людей и был, так сказать, совершен этот неолиберальный поворот. Как только он был совершен, этими людьми «подтерлись», и их выбросили.

Скажем так, события 9 августа 2011 года в Лондоне, как написали, что это гнев тех людей, которые хотят быть частью среднего слоя, а их туда не пускают, потому что неолиберальная экономическая система не предполагает средний слой. Ну и второй момент – это раз демократизация западного общества, призыв к этому, по сути, был сформулирован в докладе «Кризис демократии». А очень четко подвел базу под этим Тома Пикетти в своей книге «Капитал в 21 веке», книга переведена на русский язык, но у нас не очень откликаются на неё. Пикетти написал, что есть общий закон накопления - прибыльный капитал при капитализме обгоняет темп экономического роста. И в политике, со временем, это ведет к антидемократическому, политическому слою.

Очень остроумно написала Зубов, я когда-то высказал серьезно, а она остроумно. Я говорил о том, что если капитул не ограничивать, то он съест общество, биосферу и самого себя. Поэтому нужны ограничители в виде политики, государства и массового образования. Она написала так: «капитализм нельзя есть сырым, как сосиску его надо варить, то есть обрабатывать демократическими институтами, поскольку сырой капитализм антисоциален». И если посмотреть на тот сырой капитализм, который у нас сформировался после 1991 года, то он, конечно, антисоциален и людоедский.

Пикетти называет этот новый капитализм патримониальным феодализмом и возвратом до современности. Дело в том, что принципом раннего феодализма было то, что сеньор не мог существовать без человека, то есть, если у тебя нет зависимых людей, то ты не являешься сеньором. А вот в зрелом феодализме и позднем, там принцип был таков, что нет сеньора без земли. Феодализм – это, прежде всего про земельные отношения, потому что отнимали волю распоряжаться землей. Таким образом, здесь у человека отчуждается воля по отношению к нему самому, отчуждаются потребности, а это значит, что у тебя элементарно забирают сферу целеполагания и тебе навязывают другие ценности.

Суверенная Россия - все статьи.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии!