Найти в Дзене
Марина Беликова

Самые противоречивые книжные герои

Оглавление

Бывает так, что автор описывает героя явным злодеем, а ему всё равно сопереживаешь. Вроде он и личность неприятная, и поступки отвратительные совершает, иногда даже людей убивает, а всё равно воспринимается читателями с симпатией.

Приведу пример из нескольких мужских персонажей из зарубежной классики, ставшие для читателей (читательниц?) отчего-то не такими уж плохими.

О женских персонажах я напишу отдельно. Ставьте лайк, если тема интересна!

Клод Фролло

В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго священник, безумно влюблённый в цыганку, издевается над ней как может: сначала пытается заколоть её любимого, после чего бедную Эсмеральду отправляют сначала на пытки (да здравствует Средневековый Парижский суд – вообще ни разу не гуманный!), а потом и вовсе на казнь. От смерти её спасает уродливый, но добрый звонарь Квазимодо.

Но Клоду этого мало. Он пытается изнасиловать девушку, а когда получает люлей от Квазимодо, упорно добивается её повешения.

Для справки: Квазимодо забрал Эсмеральду в убежище – Собор Парижской Богоматери. В то религиозное время это означало, что девушка находится под защитой Божьей в храме и, по идее, её надо бы оставить в покое. Но Клод не отстаёт. Обманом он выманивает Эсмеральду в разгар осады собора, в очередной раз ставя перед выбором: моя кровать или виселица.

Старый чёрт!
Старый чёрт!
Что тут можно сказать? Храни меня боже от таких поклонников – от врагов как-нибудь сама оборонюсь.

Заканчивается роман максимально драматично: цыганку повесили, а Квазимодо за это убил Клода, воспитавшего его как сына, а затем умер сам.

Я никогда не относила себя к поклонницам этого персонажа. Но я с удивлением обнаружила, что оных у него целая армия; восхищаются глубиной его чувств, его умом и страстью и считают, что глупая Эсмеральда упустила брульянт. К тому же в России в нулевых был популярен мюзикл, где роль священника исполнил прекрасный Александр Маракулин.

Прекрасный и внешне, что совершенно не вяжется с образом. По книге Фролло был стар (только не смейтесь -- ему было... 36 лет! Для страдающего Средневековья это одной ногой в могиле), грязен (чуть больше, чем остальные жители Парижа, так как был занят духовными поисками, а потом погряз в страсти) и плешив. А ещё с юности он был идейным инцелом и представителем мужского движения женоненавистиником. Однажды даже не пустил в Собор какую-то знатную даму, чем рассердил коллег по цеху (пожертвования, знаете ли, не из пустоты берутся). Так что характер у Клода был так себе.

Что тут скажешь? Нельзя быть на свете красивым таким!
Что тут скажешь? Нельзя быть на свете красивым таким!

Подробнее о французской версии мюзикла можно почитать здесь

Надо отдать должное Виктору Гюго: монологи Клода прошибают до мурашек. Сцена в главе «Ключ от красных врат» пронизана чувственностью и отчаянием, а сцена в тюрьме – горем и злобой, страстью и ненавистью. Но всё равно Клод Фролло мне глубоко отвратителен в своём безумии.

«Так не доставайся же ты никому!» – говорит он Эсмеральде.

Он не любит, а хочет обладать.

Хитклифф из «Грозового перевала»

Тут я буду краткой. Я не поняла, почему этот роман так восхищает стольких женщин. Юный Хитклиф, безусловно, очень страдал в детстве и в юности. Однако его – бедного безродного сироту – воспитали в богатом доме как родного сына. В те времена о таком подарке судьбы мало кто мог и мечтать. Было ведь в его жизни и что-то хорошее?

Он начал мстить всем подряд. Что плохого сделала ему юная, влюблённая в него Изабелла Линтон? Он мстит её брату, женившись на ни в чём не повинной девушке, превратив её жизнь в ад! Меня неприятно поразила сцена, когда он убил собаку своей невесты у неё на глазах. Никакого романтического ореола я в нём не увидела. Дожил до старости, продолжая свою нелепую войну в семейством Линтонов, отравляя жизнь всему окружению. Он даже запирает Кэти и Нелли, чтобы не пустить дочь к умирающему отцу!

«Старые мои враги не смогли меня одолеть. Теперь бы впору выместить обиду на их детях. Это в моих силах, и никто не может помешать мне. Но что пользы в том? Мне не хочется наносить удар; ни к чему утруждать себя и подымать руку. Послушать меня, так выходит, что я хлопотал все время только затем, чтобы в конце концов явить замечательное великодушие. Но это далеко не так: я просто утратил способность наслаждаться разрушением — а я слишком ленив, чтоб разрушать впустую»

Этот человек пропитан ненавистью насквозь. В нём не осталось ничего хорошего.

Почему же столько восторгов от этого героя?

Я не понимаю.

Виконт Вальмон из «Опасных связей»

Вальмон в исполнении Колина Ферта
Вальмон в исполнении Колина Ферта

Если вы любите Колина Ферта, то советую обратить внимание на фильм "Девушка с жемчужной серёжкой"-- недавно я разбирала книгу и экранизацию.

Мне хочется остановиться даже не на классике Шодерло де Лакло, а на современной истории Вальмона из фильма «Жестокие игры». Изначально этот персонаж показан плохим и безнравственным человеком, циничным соблазнителем и манипулятором.

Хуже него только – маркиза де Мертей (в «Жестоких играх» – это Кэтрин), с которой они водят весьма странную дружбу.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но в конце истории он выставляется едва ли не кающимся грешником, что представляется мне не слишком убедительным. Если бы он выжил, то разве он стал бы другим человеком? Сомневаюсь.

Вы были правы...был иллюзорный миг, когда я решил, что смогу измениться...но я не могу...

А какие герои показались вам противоречивыми? Напишите в комментариях.