Филипп Янковский получил приз на кинофестивале в Локарно за главную роль в новом фильме Глеба Панфилова «Иван Денисович», который выходит в российский прокат 23 сентября 2021 года. Создатели начали работать над сценарием 15 лет назад, но съёмки начались только в 2017 году. Разбираемся, как проходил 74-ый кинофестиваль в Локарно, что известно о новом фильме Панфилова и каким ещё картинам отечественного режиссёра стоит уделить внимание.
Boccalino d’Oro
На фестивале в Локарно показали киноленту Глеба Панфилова «Иван Денисович». Мировая премьера, где фильм получил название «100 minutes», прошла 13 августа 2021 года на площади Piazza Grande в Локарно, Швейцария. Филипп Янковский за роль заключенного в сталинском лагере получил приз Boccalino d’Oro. В Локарно кинокартину актер представлял вместе с режиссёром и сценаристом Глебом Панфиловым и актрисой Инной Чуриковой. В фильме она сыграла мать главного героя.
«Это огромное счастье — работать с таким великолепным режиссёром, как Глеб Панфилов. Моя задача была прожить жизнь человеческого духа. Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я при всей боли играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу сыграть улыбку через боль. Я хочу посвятить эту роль моей матери», — рассказал актер о работе над кинолентой.
Что известно о кинофестивале в Локарно?
Фестиваль в Локарно проводится с 1946 года. Церемония завершает четверку важнейших событий в мире европейского кинематографа и находится среди Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей. Мероприятие традиционно проходит в италоязычном кантоне Швейцарии Тичино. Фестиваль проводит показы на 10 площадках, главная из них – Пьяцца Гранде. Смотры также проходят на берегу озера Лаго Маджоре. На центральной площади города гости фестиваля наслаждаются просмотром конкурсных фильмов под открытым небом. Площадка вмещает 8000 зрителей, а фильмы транслируются с экрана размером 26х14 метров.
На фестивале действует несколько конкурсных программ. Участвуют фильмы разных форматов и жанров: короткометражки, полный метр, игровые, документальные фильмы, и даже анимация. Параллельно проходит кинофорум. Все картины-участники фестиваля идут на экранах до пяти раз. Главный приз, статуэтку «Золотой Леопард», в этом году забрала индонезийская лента «Vengeance Is Mine, All Others Pay Cash» («Я мщу, остальные платят наличными») режиссёра Эдвина.
Филипп Янковский получил Premio Boccalino d’Oro — приз независимых кинокритиков. Премия появилась уже во время существования фестиваля: она проводится 21 год, в то время как сам фестиваль отпраздновал 74-летие. В 2015 году такую же награду присудили российскому режиссеру Никите Михалкову за вклад в кинематограф.
Режиссёр Глеб Панфилов уже становился лауреатом этого фестиваля. В 1969 году ему присудили гран-при за режиссуру «В огне брода нет». «Тогда за границу не выпускали. О призе мы узнали из газет. Золотой леопард хранится в музее Ленфильма. В Локарно мы первый раз», — написала супруга режиссёра Инна Чурикова в своём Инстаграме.
В этом году фестиваль проходил с 4 по 14 августа. Две другие российские кинокартины успели завоевать награды за 10 дней фестиваля. Лучшей актрисой стала дебютантка Анастасия Красовская. Она сыграла в фильме «Герда» режиссёра Натальи Кудряшовой. Кроме победы в номинации лучшая женская роль, «Герда» получила спецприз молодого жюри. Другой российский конкурсант — кинофильм «Медея» режиссёра Александра Зельдовича. Лента получила приз от молодёжного жюри.
Второй дебют Ивана Денисовича
Работа над лентой по сюжету повести «Один день Ивана Денисовича» началась в 2006 году. Тогда Глеб Панфилов вёл переговоры с писателем Александром Солженицыным об экранизации книги. В том же году режиссёр снял сериал по произведению Солженицына «В круге первом». Съемки «Ивана Денисовича» начались в декабре 2017 года.
Сюжет фильма во многом пересказывает сюжетную линию одноимённой повести Солженицына. Лента показывает зрителю жизнь рядового солдата Ивана Шухова. Он становится пленником и на родине, после того как освобождается из немецкого плена. Теперь он — заключенный под номером Щ-854, пленник трудового лагеря. В картине представлены последние дни из 10 лет жизни Ивана Денисовича в лагере, на протяжении которых он с другими политзаключенными работает на стройке. Помимо лагерной рутины, фильм расскажет зрителю о военных подвигах простого рядового, о его жизни до заключения.
Россияне смогут увидеть фильм в кинотеатрах с 23 сентября 2021 года.
Больше Панфилова!
Кинематограф советского и российского режиссёра Глеба Панфилова отличается разноплановыми решениями. Его фильмы — это и жанровые миксы, и реальные истории, которые сценаристы перерабатывают в игровые сюжеты, и переосмысление исторический событий. Среди них есть даже фильм по заказу Госкино, хотя в итоге он и не выполнил своего предназначения. Киноленты Панфилова объединяет способность режиссёра рассмотреть и показать зрителю отдельного человека в гуще событий.
«В огне брода нет» — военная драма Глеба Панфилова, которая вышла в 1967 году. Фильм стал дебютом режиссёра в полнометражном кино. Второе название ленты — «О Тане Тёткиной и её рисунках».
Главная героиня — медсестра санитарного поезда Таня Тёткина, наивная и неуклюжая простая девушка. Она не осознает всего, что происходит рядом с ней, когда вокруг бушует Гражданская война. Девушка открывает в себе талант художницы, который помогает ей выразить чувства, даже те, которые она сама не понимает. В центре картины не исторические события, не война, не кипящая революция, а человек. «Когда я задумал свой первый фильм, «В огне брода нет», то никаких глобально-эпохальных задач себе не ставил. Боже упаси! Меня волновала эта девчонка, Таня Теткина…» — рассказал о картине её создатель.
В 1969 году лента получила главный трофей кинофестиваля в Локарно — «Золотого леопарда».
Киноленту «Тема» Панфилов снял в 1979 году. Режиссёр согласился создать фильм по заказу руководства Госкино. Картина должна была разоблачать диссидентов и эмигрантов и показывать несостоятельность их мыслей. От идеи Госкино отказались Никита Михалков и Николай Губенко. Панфилов согласился приступить к проекту при одном условии — только если с ним будет работать его друг и соавтор Александр Червинский.
В центре повествования, или, точнее сказать, размышления, находится столичный писатель Ким Есенин. Он ищет новые идеи для своих текстов, двигаясь от сочинения строк за рулём автомобиля к идеям в духе: «не напишу больше ни строчки». Ким открывает для себя деревенский мир, когда покидает городскую среду. Здесь есть и несостоявшийся эмигрант, копающий могилы, и заслуженная учительница, и честный милиционер, который просится «погреться» в машине Есенина. Ким понимает, что в его жизни чего-то не хватает, когда становится свидетелем деревенской драмы.
Фильма, на который рассчитывало Госкино, не получилось: история эмигранта оказалась недостаточно порочной — «Тему» на экраны не выпустили.
«Начало» — один из самых лирических фильмов Панфилова, который вышел в 1970 году. Это история провинциальной девушки Прасковьи, которая мечтает стать актрисой. Но пока вершиной её карьеры остаётся роль Бабы-Яги в местном клубе. Клуб, ещё вчера который казался пределом возможностей, дарит ей судьбоносную встречу. Молодой режиссёр приглашает Пашу на роль Жанны д’Арк. Мечта девушки осуществляется: теперь её ждёт новый опыт и новые творческие терзания. В образе Паши соединяются и провинциалка, и героиня (во всех смыслах этого слова), и девушка из классической мыльной оперы.
На Венецианском кинофестивале 1971 года за ленту «Начало» Глеб Панфилов получил «Серебряного льва святого Марка». Инна Чурикова в том же году стала обладательницей «Золотого льва святого Марка».