Слышали ли вы как звучит сирена подводной лодки? Это резкий диссонирующий сигнал, напоминающий оглушительный вой раненого чудовища из соответствующих фильмов про инопланетян. Но именно такой сигнал отлично подходит в качестве символа нынешнего «субмаринного конфликта» между Австралией и Францией.
Дебаты об этом разгораются вновь и вновь, ибо вопрос оказался неимоверно болезненным для французов. И здесь есть редкая сенсация.
По французской версии, австралийцы грубо оборвали сотрудничество, предали искреннее доверие союзника. Больше десятка заказанных новейших подводных лодок останутся теперь в непонятном состоянии на верфях, в проработанных конструкторских стадиях, но никогда уже не войдут в порт Аделаиды. Это очень дорогой и нелепый провал, как если бы целая сеть предприятий французской индустрии подверглась разрушительной бомбардировке.
Публичная истерия во Франции исполнена оскорбительных выпадов в адрес Австралии со стороны дипломатов, оборонщиков, корабельных магнатов, да и просто французов в интернет-сетях. "Макрон - почему ты не Де Голль?"
Их можно понять, ведь контракт был подписан на целых 50 лет! Упущена прибыль в десятки миллиардов евро. Самое обидное для французов – в том, что Авcтралия действительно нуждается в замене устаревших подводных судов военного флота. И в 2016 году французский консорциум блестяще выиграл тендер на поставку именно таких лодок, которые требовались правительству Австралии – неатомных, но представляющих собой разработки новейшего поколения.
Обе стороны были на редкость удовлетворены (еще бы - самый крупный контракт в австралийской истории). Что же произошло?
А произошло интересное! На банальной коммерческой волоките образовался Казус белли для большой дипломатической войны между Францией и США. А если глубже – между возрождаемым англо-саксонским альянсом и Европой! А если еще глубже – долгожданный коллапс НАТО изнутри.
Но что значит «банальная коммерческая волокита»? Разбор ситуации маркетологами и логистами показывает, что после эйфории от взаимовыгодной сделки обе стороны принялись тупо волокитить исполнения своих обязательств. Франция подвешивала технические разработки (что постепенно удорожало стоимость), а Австралия затягивала подготовку многочисленных пакетов соглашений (не без нашептывания по этому поводу американскими советчиками).
В итоге все тайное стало явным. США показали, что создание нового военного союза AUKUS (с Австралией и Великобританией - Australia, UK, US) для них сегодня интереснее, чем возиться с европейскими проблемами. И австралийцы теперь бодро переориентируются на поставки американских, и уже атомных субмарин. Хотя разрыв с Францией обойдется в пять раз дороже.
Однако, предвидели ли американцы столь агрессивную реакцию французов? Возможно. Но вот предусмотреть как глубоко они всполошат и без того нервный Евросоюз – навряд ли.
По крайней мере, нынешний сентябрь можно считать знаковым в плане фиксации крупнейшего конфликта между США и остальными членами НАТО. Никогда еще в истории Франция не отзывала своего посла из Вашингтона. А немцы сейчас активно выражают свою солидарность с французами. Европейцы итак были раздражены тем, как эгоистично США повели себя при выводе натовской группировки из Афганистана…
И сейчас на европейской повестке уже возникают намеки на пересмотр отношений с Россией. Мол, хватит чувствовать себя на своем континенте зависимыми от той погоды, которая прогнозируется за океаном.
Макрону предписывают поскорее встречаться с Путиным – почему бы Европе не начать объединяться? Ведь Прибалтика и Польский восток – это лишь ее центр. А вторая половина протянулась до Урала. Отчего же не стать сильнее целиком? Хватит оставаться вторым сортом после США!
И начать можно с более уверенных позиций по «Северному потоку». Давно пора понять, что вопрос здесь – о собственном, а не заморском благосостоянии…
Ваша подписка, лайк – честь для Аргуса. Не сомневайтесь в благодарности правды!