Проблемы, возникшие в ходе индустриализации, воспринимались правительством СССР, как саботаж со стороны иностранных государств и умышленное вредительство. На деле причиной тому были слишком быстрые темпы строительства, недостаток квалифицированных рабочих и стремление директоров предприятий опередить конкурентов по срокам и показателям. Власти страны, в свою очередь, усматривали в происходящем последствие преступной халатности сотрудников, а также диверсий, инициированных из-за рубежа. После этого в СССР начался ряд крупных дел, которые были направлены на борьбу с вредительством и саботажем.
“Провалы и неудачи социально-экономической политики ВКП (б) в конце 20 — начале 30 гг. вынудили партийное руководство переложить вину за срывы темпов индустриализации и коллективизации на «вредителей» из числа «классовых врагов»” [ Гончаров В.Т., Нехотин В.В. (сост.) - Просим освободить из тюремного заключения: Письма в защиту репрессированных. — М.: Современный писатель, 1998. — 173 с.]
Первым открытым показательным процессом в рамках кампании по борьбе с «вредительством» стало так называемое «Шахтинское дело», именно во время этого дело было впервые озвучено слово « вредитель» в новом понимание. На скамье подсудимых оказались 53 инженера и руководящих работника угольной промышленности Донбасса. Технических специалистов, в том числе иностранцев, обвинили в шпионской деятельности, в умышленном вредительстве и создание подпольной организации.
11 человек приговаривались к высшей мере наказания, остальные подсудимые получали различные сроки лишения свободы. Только несколько человек, включая германских граждан, были помилованы. Шестерым осужденным к высшей мере наказания Президиум ЦИК СССР заменил расстрел 10 годами тюрьмы со строгой изоляцией, с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего имущества.
“Однако 5 человек: инженеры Н. Н. Горлецкий, Н. К. Кржижановский, А. Я. Юсевич, Н.А. Бояринов и служащий С. 3. Будный 9 июля 1928 г. были расстреляны“ [ Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001. – 147 с.].
В 1929-1930 гг. ОГПУ было раскрыто целый ряд «мощных вредительских организаций». Первой из них стала «Промпатия». Так целью данной организации, по версии следствия была антисоветская деятельность, направленная на вредительство в разных отраслях промышленности, а также шпионская и диверсионная деятельность, в результате чего замедлялись темпы экономического развития.
Главой «Промпартии» был объявлен профессор Л. К. Рамзин — директор Теплотехнического института, член Госплана и ВСХН. Основные пункты обвинения строились на его показаниях во время следствия и суда.
“Процесс по делу «Контрреволюционной организации союза инженерных организаций (Промышленная партия) состоялся 25 ноября — 7 декабря 1930 года. Л. К. Рамзин и остальные четверо подсудимых были приговорены к расстрелу, замененному по решению ВЦИК десятью годами тюремного заключения. В 1936 году Л. К. Рамзина освободили по амнистии, а в 1943 году за выдающиеся научные изобретения ему была присуждена Сталинская премия. Многие осужденные по делу «Промпартии» также вскоре были амнистированы” [ Гончаров В.Т., Нехотин В.В. (сост.) - Просим освободить из тюремного заключения: Письма в защиту репрессированных. — М.: Современный писатель, 1998. — 174 с.]
В 1930 году ряд известных советских деятелей были арестованы по делу «Трудовой крестьянской партии». Их обвиняли, как и по делу «Промпатии», в попытках свержения Советской власти, шпионаж в пользу иностранных государств и вредительство в различных отраслях сельского хозяйства. Открыто суда над обвиняемыми не проводилось. 26 января 1932 года состоялось заседание коллегии ОГПУ, все заключенные были приговорены к различным срокам заключения.
В марте 1931 года в Москве проходил процесс «Союзного бюро ЦК РСДРП», ещё одной мнимой контрреволюционной организации.
На этот раз на скамье подсудимых: оказались 14 человек из "Союзного бюро ЦК меньшевиков". С 1 по 9 марта 1931 г. они выслушивали набор тех же обвинений: от развала советской экономики до установления связи с правительствами империалистических держав.
“Среди тех, кто проходил по этому процессу, оказались член президиума Госплана В. Г. Громан, известный экономист и журналист Н. Н. Суханов, член правления Госбанка СССР В. В. Шер и другие специалисты. Все они признали себя виновными и получили от 3 до 10 лет лишения свободы” [ Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001. – 148 с.]
Репрессии против высококвалифицированных специалистов и выдвижение заведомо невыполнимых целей на фабриках и заводах, приводило к частым поломках и несчастным случаям, в результате чего падала производительность труда. В связи с этим Политбюро, 10 июля 1931 года постановило ограничить преследование специалистов. Были освобождены несколько тысяч инженеров, техников, экономистов, агрономов.