Найти тему
Мгновения жизни

Гениальная актриса Татьяна Доронина

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"

«Ее характер, – это несчастное продолжение таланта. Как мы жили? Каждый день, кроме воскресенья, Таня уходила в театр. Утром – репетиции, вечером – спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в грим-уборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала в студию на съемки.» – рассказывал Эдвард Радзинский.

Она всю жизнь жила только театром и съёмками, как настоящая актриса. Смотреть и слушать, как играет Татьяна Доронина можно бесконечно. Её игра завораживает. За кажущейся ранимостью и изломанностью, скрывается всегда стальной стержень, который ничем не сломить. В неё влюблялись, преклонялись и восхищались многие мужчины. Она была замужем за Олегом Басилашвили, за Эдвардом Радзинским, Борисом Химичевым и Робертом Тохненко…

Родилась Татьяна Доронина 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Во время войны мама увезла маленькую Таню в Данилов из блокадного Ленинграда. С детства увлекалась кино и театром, папа приучал дочку с раннего возраста в классике.

В 1952 году она поступила в Школу-студию МХАТ, хотя выдержала вступительные экзамены в несколько театральных вузов. Училась вместе с Михаилом Козаковым, Олегом Басилашвили и Евгением Евстигнеевым. Актриса рассказывала о том времени: «Главным моим учителем в Студии был Борис Ильич Вершилов. Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил — такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он учил нас быть, прежде всего, людьми, а потом уже актёрами.»

После окончания Школы-студии МХАТ, стала служить в труппе Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола. С 1959 года Татьяна Доронина становится ведущей актрисой в Большом драматическом театре имени Максима Горького, где главным режиссёром был Георгий Товстоногов. Она блестяще играет в спектаклях: «Варвары», «Горе от ума», «Три сестры», «Моя старшая сестра», «Ещё раз про любовь».

В 1966 году Татьяна Доронина переезжает в Москву и начинает играть на сцене театра МХАТ имени Горького.

Кадр из фильма "Старшая сестра" Фраза из фильма: "Пой, Наденька, пой! Пока в стенку не застучали. — Я чуть артисткой не стала." В 1967 году признана лучшей актрисой года
Кадр из фильма "Старшая сестра" Фраза из фильма: "Пой, Наденька, пой! Пока в стенку не застучали. — Я чуть артисткой не стала." В 1967 году признана лучшей актрисой года

Впервые актриса сыграла комсомолку Зою в фильме Калатозова «Первый эшелон» о покорении целины. Она создавала совершенно разные образы в кино: простой крестьянской женщины в фильме «Три тополя на Плющихе», то стильной стюардессы Наташи в фильме «Ещё раз про любовь», то старшей сестры Нади, которая грезит театром в «Старшей сестре».

Татьяна Доронина – идеальная актриса, которую невозможно представить вне театра. Она напоминает птицу, которая будет всегда лететь к свету творчества, к настоящему искусству. Чудесная и неземная, в ней есть что-то божественное, то, чего так не хватает сегодняшним артистам.

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе" Нюра. В 1968 году - лучшая актриса года по версии читателей журнала "Советский экран" за фильм "Три тополя на Плющихе" и фильм "Ещё раз про любовь"
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе" Нюра. В 1968 году - лучшая актриса года по версии читателей журнала "Советский экран" за фильм "Три тополя на Плющихе" и фильм "Ещё раз про любовь"
"Ещё раз про любовь"
"Ещё раз про любовь"
Кадр из фильма "Мачеха", 1973 год - лучшая актриса года по версии читателей журнала "Советский экран"
Кадр из фильма "Мачеха", 1973 год - лучшая актриса года по версии читателей журнала "Советский экран"

Позже она возглавила театр МХАТ имени Горького. Я смотрела с её участием удивительный спектакль «Скамейка» про двух немолодых влюблённых людей. Она всегда играла замечательно. Последняя роль была в спектакле «Васса Железнова» и больше она в театре не появлялась.

Далее театр возглавил другой режиссёр и мне думается, что с её уходом классический театр уходит в прошлое. На смену появляются совершенно новые театры, современные, с неоднозначными постановками, но вот той души классического театра уже нет и быть не может…

Спасибо за прочтение.

Пронзительное интервью режиссёра Ларисы Шепитько

Крылья Майи Булгаковой и её трагическая гибель

Лучшая роль Леонида Куравлёва и почему этот фильм гениальный

Прекрасная Наталия Богунова и почему последние 20 лет она не снималась в кино