Найти тему
машина

ГАЗели-барбухайки, часть 1

Общую вводную информацию в тему о том, когда и почему появились барбухайки на базе ГАЗелей, читайте по ЭТОЙ ССЫЛКЕ. Ниже – первая часть своеобразного путеводителя по незаводским микроавтобусам, фургонам и «двухкабинкам», построенным на основе шасси ГАЗ-3302. Она вся посвящена машинам, которые выпускали в период 1995–1998 гг. в Краснодаре на АООТ «АвтоКубань».

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

Цех сборки микроавтобусов АООТ «АвтоКубань»
Цех сборки микроавтобусов АООТ «АвтоКубань»

На столичном Автосалоне 1995 года дебютировал элегантный 14-местный микроавтобус Кубань-ГАЗ-3232 производства АООТ «АвтоКубань» – бывшего Краснодарского механического завода «Кубань», известного на весь Союз одноименными автобусами вагонной компоновки. Первый опытный образец такого микроавтобуса был собран еще в феврале месяце – то есть АвтоКубань оказалась в числе пионеров среди разработчиков автобусных кузовов для ГАЗели.

Кузов Кубань-ГАЗ-3232 был спроектирован в расчете на ту же технологию, по которой краснодарцы уже три десятка лет строили микроавтобусы на шасси УАЗ. Стандартная кабина с вырезанной задней стенкой сращивалась со сваренным из прямоугольных труб пространственным каркасом салона, затем получившаяся конструкция обшивалась стальными панелями. Успешному старту производства помог вовремя подвернувшийся госзаказ на поставку служебных микроавтобусов и передвижных криминалистических лабораторий для органов МВД и прокуратуры, благодаря которому новые Кубани быстро получили распространение по территории России: хотя бы по одному экземпляру этих оперативных машин получили едва ли не все крупные города.

К 1997 году в Краснодаре выпускалась уже целая гамма микроавтобусов и грузопассажирских фургонов на шасси ГАЗели. Правда, АвтоКубань смогла получить одобрение типа транспортного средства только на пассажирские машины этого семейства (автобусы категории М2), причем не на весь запланированный модельный ряд. К примеру, органы по сертификации «зарезали» 14-местные «маршрутки», в которых была загорожена сиденьями запасная дверь или ставилось откидное место в проходе. А сам завод своевременно не включил в заявку на сертификацию «скорые» и спецавтобусы с низкой крышей, ритуальные автобусы и версии автобусов с двухрядным салоном и большим багажником сзади, хотя машины такие по заказам собирать начал. В следующей галерее покажем все варианты машин, которые были сертифицированы:

Что же касается тех версий, что не были сертифицированы, но все-таки выпускались, то они маркировались не так, как должны бы были по утвержденным техническим условиям, а просто получали индекс наиболее похожей машины из числа уже сертифицированных. Ведь в то время инспекторы ГАИ на местах все равно фактически не имели возможности проверить, насколько прибывший для постановки на учет автомобиль соответствует полученному заводом ОТТС...

Для микроавтобусов Кубань-ГАЗ, согласно ОТТС, были предусмотрены три варианта исполнения двери багажного (грузового) отделения: она могла быть одностворчатая распашная, двустворчатая распашная или подъемная. На индексе машин это никак не отражалось. Однако видеть живьем машин с подъемным багажником нам не доводилось. Если у кого-то есть изображение такой Кубани – поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Внешний вид автобусов Кубань-ГАЗ-3232 постоянно менялся. Уже в 1995 году для повышения жесткости появились выштамповки на багажной двери по периметру номерного знака и на переднем скате крыши. В 1996 году на часть машин начали ставить комбинированные фонари от грузовиков Tata вместо отдельных квадратных фонарей от советских автобусов, затем поменяли конструкцию заднего бампера. Тогда же передний скат крыши стали закупать у газовцев (от кабины «Фермера» ГАЗ-33023). Первоначальный вариант гладкого бокового ската крыши тоже не прижился: сначала сюда попробовали добавить длинную продольную выштамповку – ее можно рассмотреть выше на черно-белой фотографии ритуального автобуса. Но в итоге остановились на более простом варианте с 12 овальными выштамповками на каждом боковом скате. Практически сразу вслед за этим, в том же 1996 году, аналогичные выштамповки начали наносить и на задний скат крыши. А уже в 1997 году на микроавтобусы стали монтировать два больших эвакуационных люка в крыше взамен маленьких вентиляционных.

Вдобавок к микроавтобусам на АвтоКубани попробовали делать остекленные жесткие надстройки (колпаки), с помощью которых стандартную платформу ГАЗ-3302 можно было превратить в подобие кузова «вахтовки», а также отдельные кузова-фургоны для монтажа на шасси ГАЗ-3302. Наконец, были разработаны и грузовики с двухрядной кабиной собственной конструкции, причем как с высокой, так и с низкой крышей. По сравнению с аналогичным Фермером самого Горьковского автозавода краснодарский «двухкабинник» имел как минимум пару козырей – отдельную дверь для пассажиров второго ряда и увеличенную на одного человека вместимость. Процедуру сертификации ни одна из этих машин не прошла, а ПТС им выписывали на основании гаишных Свидетельств о согласовании конструкции транспортного средства (эта лазейка обхода системы сертификации действовала до конца 1990-х).

К концу 1997 года производство автомобилей на АвтоКубани практически остановилось из-за дефицита оборотных средств, возникшего вследствие огромной задолженности перед заводом со стороны краевых властей, не рассчитавшихся за большую партию уже отгруженных микроавтобусов. Последняя машина Кубань-ГАЗ-3232, собранная по заказу Лазаревского управления электросетей, выехала с территории предприятия в конце 1998 года. Завод даже не смог до конца исполнить обязательства по изготовлению спецмашин по госзаказу для Прокуратуры РФ. Вскоре предприятие было признано банкротом и после распродажи имущества ликвидировано в декабре 2001 года.

ЧАСТЬ 2 смотрите по ЭТОЙ ССЫЛКЕ!