Найти тему

Стыдные признания и литературный снобизм

Долго уклонялась от этой темы, которая порой всплывает у других авторов каналов. Мне часто пишут комментарии, которые можно отнести к «литературно-снобистским». Например, у меня был пост «Мои 23 книги, которые я прочитала в 2020-м году», который просто шваркнули об стену, если можно так сказать.

«Замечательный список — читать нечего».
«Как человек выдержал эту пытку — читать такую дребедень».
«Так это же сплошная беллетристика!»
«КОШКА ЛИ... И НА ЧЕРТА БЫЛО ЧИТАТЬ ВЕСЬ ЭТОТ МУСОР»

Перечислю авторов, которые в нем были: Несбё, Стюарт Торнтон (вот недавно второй «бестселлер» вышел), Гранже, Ширли Джексон, Стивен Кинг, Франк Тилье, Карлос Руис Сафон, Жоэль Диккер, Ян Андреа, Маргерит Дюрас, Дэлия Оуэнс, Маргарет Этвуд и другие. Если вам интересно, то можете здесь посмотреть.

«Детективы, триллеры и феминистки, — какой ужас», — взмахивает руками литературный сноб. «Какой дурной вкус», — кивает кумушка мужского пола с соседнего сиденья в троллейбусе и роняет басни Крылова на пол.

Давайте разберемся. Считается, что у литературного произведения есть какое-то предназначение, которое еще и различается по масштабу и ценности. Поэтому вот можно говорить, что роман «Бесы» Достоевского принадлежит к «верхам», те, так называемому «первому ряду», а вот про Кинга вы все сами знаете.

Получается, что есть чтение развлекательное, а есть, полезное, формирующее моральные установки (в соответствии с действующей политической повесткой). Белинский (куда же без него) как раз и назвал «легкое чтение» — беллетристикой. Со временем его значение менялось: от обозначения всей художественной прозы до типа литературы, который находится между элитарной и массовой.

Собственно, подходим и к типам литературы, которые выделяют некоторые исследователи. Классика, массовая литература и беллетристика.

Теоретик литературы В.Е Хализев говорит, что «массовая литература — это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом и тп...»

То есть, создается такое мнение, что любители массовой литературы попросту не хотят думать, размышлять, а хотят уйти от однообразия и скукоты собственной жизни.

Читаю книгу Альберто Мангеля "История чтения"
Читаю книгу Альберто Мангеля "История чтения"

Ты — это то, что ты читаешь, и одновременно — не ты. Нельзя судить о человеке плохо, только лишь ориентируясь на его список чтения. И я сейчас не совсем о себе говорю. Литературный снобизм проявляется, когда мы говорим, что «искусство предназначено только очень немногочисленной категории людей» и более упрощенно, когда считаем, что детективы читают глупцы.

Меня привлекает подростковая литература, триллеры, и я все еще нежно вспоминаю Жюльетту Бенцони каждое лето. Правда, в этом году я окунулась в нечто совсем странное — произведения Дианы Гэблдон про «Чужестранку». Вот это действительно отвратительное чтение для защитников классики, но очень забавное.

А вы что думаете? Только классика — ни шагу назад?