Найти тему
Энергия+

Закат нефтяной промышленности Великобритании близок?

Оглавление

Великобритания - один из ключевых игроков мирового нефтяного рынка. Сегодня вы узнаете, с чего началась история нефтянки туманного Альбиона и что с ней происходит сегодня

Они просто завтракали на кухне, и у них подгорела гренка. Этого оказалось достаточно, чтобы сработала сигнализация и сразу четыре пожарные машины рванули в деревню Уоттон-Андервуд, что в британском графстве Бакин-гемшир. Пожарные мчались спасать особняк «Южный павильон» — памятник архитектуры XVII века. А заодно и его обитателей — бывшего главу Кабинета министров Великобритании Тони Блэра с семейством. В результате «происшествия» никто не пострадал, кроме и без того не бог весть какой репутации экс-премьера. Такие курьезные истории обычно происходили с его коллегой и «товарищем по оружию» — Джорджем Бушем-младшим.

Случай с подгоревшей гренкой — лишь эпизод в череде неудач, которые преследуют Тони Блэра, после того как он покинул премьерский пост в 2007 году. Он не смог стать президентом Евросоюза, на его родине разразился гигантский скандал — общественность уверена, что власти США и Великобритании сфальсифицировали разведданные, на основании которых было принято решение о вторжении в Ирак. В конце января 2010 года Тони Блэр вынужден был давать показания на слушаниях специальной парламентской комиссии, расследующей обстоятельства войны в Ираке.

Он держался уверенно и говорил, что ни о чем не жалеет. «Фактом является то, что это был ужасный режим и мы не могли допустить, чтобы ему было позволено создать оружие массового уничтожения, — заявлял Тони Блэр. — Если бы меня спросили сегодня, верю ли я в то, что мы находимся сейчас в большей безопасности без Саддама и двух его сыновей, я, несомненно, скажу: да».

Но встретиться лицом к лицу с теми, кто ждал его у стен Международного центра конференций имени королевы Елизаветы II, Тони Блэр побоялся. Он приехал за два часа до начала слушаний и вошел в здание через черный ход. А когда выходил, манифестантов от него отсекала сотня полицейских. «Он снова всех обманул!» — возмущались пикетчики. Неужели они на самом деле надеялись услышать от Тони Блэра правду? Признаться в том, что никакого оружия массового уничтожения у Саддама не было и истинные мотивы были далеки от борьбы с тираном, — равносильно самоубийству. Впрочем, такое признание сделал другой не менее влиятельный в недавнем прошлом человек. Предпоследний глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен в своих мемуарах написал: «С политической точки зрения неудобно признавать то, что и так все знают: война в Ираке ведется в основном из-за нефти». Впрочем, США и Британии не привыкать воевать за черное золото.

Отец-основатель Shell Маркус Самуэль. Источник: shell.com
Отец-основатель Shell Маркус Самуэль. Источник: shell.com

«Мы не будем драться за нефть»

Нефть стала для Великобритании темой номер один в 1911 году. Отец-основатель Shell Маркус Самуэль на протяжении почти десяти лет пытался убедить власти в необходимости перевода вооруженных сил и флота на нефтяное топливо взамен угля.

Все было безрезультатно до тех пор, пока Уинстон Черчилль не стал главой адмиралтейства и не выступил на стороне нефтяников. К тому времени он уже не сомневался в неизбежности войны с Германией, поэтому решил обеспечить превосходство британского флота над немецким. Новое топливо давало значительное преимущество в скорости и позволяло значительно упростить эксплуатацию судов. «Господство — вот цена этого предприятия», — заявлял Черчилль. К началу Первой мировой войны Англия уже имела ряд мощных предприятий в нефтяном секторе.

ВР и Royal Dutch/Shell и сегодня входят в тройку самых дорогих компаний мира и на пару добывают около 6% мировой нефти. Первая вышла из Англо-персидской нефтяной компании, которая, соответственно, добывала нефть в Персии. Ее ценность для «короны» была такова, что в 1914 году британское правительство приобрело половину акций компании. Во время Первой мировой войны Англо-персидская нефтяная компания купила у британского правительства сбытовую сеть British Petroleum (ВР). По стечению обстоятельств ранее ВР принадлежала Deutsche Bank, потому после начала военных действий была национализирована. В 1954 году компания взяла имя «дочки» и превратилась в British Petroleum. В 1998 году ВР слилась с американской Amoco, после чего недолго называлась ВР Amoco, но затем вторая часть названия ушла в небытие.

Royal Dutch/Shell к 1914 году контролировала значительную часть перевозок нефти. Еще в конце XIX века Маркус Самуэль организовал настоящую транспортную революцию. Взяв за образец российский способ перевозки нефти танкерами, он усовершенствовал конструкцию кораблей, построил флот и береговую инфраструктуру для хранения нефти. Первый танкер сошел со стапелей летом 1892 года, а в 1893 году их уже было десять. В 1907 году Shell, не имевшая собственных источников нефти, была вынуждена объединиться с группой Royal Dutch.

Телеграмма о создании Royal Dutch Shell была получена 23 апреля 1907 года. Источник: shell.com
Телеграмма о создании Royal Dutch Shell была получена 23 апреля 1907 года. Источник: shell.com

Поскольку своей нефти у Великобритании не было, британские нефтяные компании добывали ее в других странах. Например, в 1911 году Shell купил у семейства Ротшильдов нефтяные предприятия в России. Естественно, революция 1917 года серьезно ударила по англичанам. Все дипломатические и военные попытки вернуть себе бакинские месторождения не принесли успеха. Великобритания и в дальнейшем сталкивалась с СССР в борьбе за сферы влияния, особенно боясь усиления Cоветов на Ближнем Востоке.

Когда в Египте в 1954 году к власти пришел Гамаль Абдель Насер, он пытался выстроить отношения с англичанами и американцами, надеясь, что эти две державы построят на Ниле Асуанскую плотину. США и Великобритания согласились участвовать в проекте, но потом пошли на попятную, в том числе из-за контактов Египта с СССР. Насер в ответ национализировал Суэцкий канал. Борьба за эту важнейшую транспортную артерию — отдельная глава в британской «нефтяной» истории.

Суэцкий канал принадлежал Франции и Великобритании, по нему шел на Запад основной поток ближневосточной нефти. В 1956 году премьер-министр Великобритании Энтони Иден говорил Никите Хрущеву: «Я должен прямо сказать о нефти — мы будем драться за нее. Мы не можем жить без нефти, и... мы не хотим, чтобы нас придушили».

Великобритания, Франция и Израиль разработали план военной операции, реализация которого началась в конце 1956 года. Разразился Суэцкий кризис, закончившийся весной 1957 года полным провалом Великобритании и ее союзников: войска вывели, канал достался Египту. США, не желавшие ссориться с остальным арабским миром, опасаясь возможности введения эмбарго на поставки нефти, не поддержали действия европейских держав.

Ближним Востоком сфера «нефтяных» интересов Британии не исчерпывалась. Shell и ВР при поддержке правительства продолжали активную экспансию в разные регионы мира — Южную Америку, Африку, Азию. Но большой приз лежал у них под носом. Ключевым регионом, где развернулась одна из самых больших нефтяных лихорадок ХХ века, стало Северное море.

В 1969 году американская компания Philips открыла в норвежской части Северного моря гигантское месторождение «Экофиск» (Ekofisk). Источник: conocophillips.no
В 1969 году американская компания Philips открыла в норвежской части Северного моря гигантское месторождение «Экофиск» (Ekofisk). Источник: conocophillips.no

Большой приз

В 1969 году американская компания Philips открыла в норвежской части Северного моря гигантское месторождение «Экофиск» (Ekofisk). В конце 1970 года British Petroleum объявила об открытии месторождения «Фортис» (Forties) в британской зоне. А в 1971 году Shell и Exxon нашли «Брент» (англ. Brent — образовано от первых букв названий нефтеносных пластов Broom, Rannoch, Etieve, Ness и Tarbat) — гиганта, равного которому еще не было в Старом Свете. Легкая, с невысоким содержанием серы нефть «Брента» до сих пор служит эталонным сортом, хотя сегодня чистого «Брента» уже очень немного: с 2002 года на рынке в основном присутствует смесь нефти с месторождений «Брент», «Фортис» и «Осеберг» (Oseberg).

18 июня 1975 года в устье Темзы состоялась торжественная церемония — британский министр энергетики Энтони Веджвуд открыл заслонку, и первая нефть Северного моря пошла на Туманный Альбион. Один из политиков предложил объявить этот день национальным праздником. Премьер-министр Гарольд Вильсон даже как-то признался, что не прочь в будущем стать президентом ОПЕК. Такие заявления были вполне объяснимы. Западный мир только оправился от потрясений энергетического кризиса 1973 года и еще не свыкся с новым раскладом сил на нефтяном рынке, где бразды правления крепко брала в свои руки ОПЕК. Несколько десятилетий североморская нефть поддерживала экономику Соединенного Королевства, но постепенно ресурсы подходят к концу. Если в 1998 году Великобритания добыла 132,6 млн тонн нефти, то в 2019 году объем сократился до 51,8 млн тонн, а в 2020 - до 48,1 млн тонн, по данным Statistical Review of World Energy 2021.

Альтернативная энергетика

Истощение ресурсной базы неизбежно ведет к "озеленению" британских нефтяных гигантов. Сегодня ВР и Shell являются одними из крупнейших инвесторов в альтернативную энергетику — их вложения исчисляются миллиардами долларов. Солнечная энергетика, водородное топливо, биотопливо — все это входит в сферу их интересов.

Так, например, в начале 2021 года BP поборолась с Total за создание шельфовых ветропарков у британского побережья. Оба гиганта пришли на аукцион по продаже лицензий на участки шельфа и серьезно потеснили фирмы, для которых развитие ВИЭ — основной бизнес. На кону стояла площадь, достаточная для размещения ветряных электростанций общей мощностью 8 ГВт. В итоге BP досталась одна из самых больших долей — 3 ГВт, в то время, как местным компаниям, специализирующимся на плавучих ветряных электростанциях, — всего 480 МВт мощности.

Победа обошлась BP дорого - компании предстоит вкладывать около $1,2 млрд в год в течение десяти лет в развитие морских ветропарков. По словам главы BP Бернарда Луни, проект будет запущен в течение семи лет, и компания ожидает от своих будущих ветропарков доходности от 8 до 10%. Сейчас доля ВИЭ у BP в выручке составляет около 0,2%.

Фото: Getty Images. Total и BP вступили в конкуренцию с производителями ВИЭ за право строительства шельфовых ветропарков у британского побережья
Фото: Getty Images. Total и BP вступили в конкуренцию с производителями ВИЭ за право строительства шельфовых ветропарков у британского побережья

Поддержать переход компаний на альтернативную энергетику планируют и регуляторы ЕС, которые пообещали напрямую и косвенно направить на зеленые инвестиции более €1 трлн в ближайшие 10 лет.

Такие перспективы дают надежду на то, что британские компании останутся на плаву, «когда закончится нефть».

Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».