Д.М. Кутзее написал роман "В ожидании варваров" в 1980-м, Нобелевскую премию по литературе получил в 2003. А фильм по этой книге поставили только в позапрошлом году.
Интеллектуальные книги экранизировать сложно. Как передать мысли героя, его размышления? Голосом за кадром? Хорошая идея, но сколько времени люди будут следить за этим голосом, а потом переключат телевизор на канал, где идет музыкальное шоу? Как растянуть на 2 часа события романа, в котором мало что происходит? Показывать каждый чих героев или бесконечную пустыню? Опять же, как скоро зрителям надоест смотреть фильм, в котором не хватает действия? Но С. Герре удалось не только перенести на экран все основные события романа, но и четко передать то, что хотел сказать писатель из ЮАР.
Где-то на границе Империи стоит небольшой город. Он построен на землях, отвоеванных у варваров-кочевников, с которыми сейчас мир. Власть в городе принадлежит человеку, которого в фильме называют "магистрат". Это пожилой усталый и добрый человек, хоть и имеющий некоторые слабости. Неожиданно в город прибывает полковник III Отделения Джолл. Он уверен, что варвары готовят нападение на город. Полковник приказывает пытать двух кочевников, которых обвиняют в воровстве и которые из-за этого находятся в импровизированной городской тюрьме.
Получив от них сведения, что варвары готовят нападение на Империю, Джолл отбывает в пустыню во главе отряда. Похоже, жизнь в пограничном поселении снова входит в свою колею. Но это только видимость. Семя вражды и раздора посеяно...
Фильм очень красив. Чисто визуально он чудесен, хотя цветов тут немного. Белые стены города, темные горы на горизонте, серая пустыня, синие мундиры полицейских, светлый китель магистрата. Но картинка завораживает.
Очень хорошо решена проблема материальной культуры: кабинет магистрата, полный разных мелочей (свитков, книг, археологических находок), которые он собрал за долгие годы службы, темная карета Джолла с гербом на дверце, каморки бедняков. Четко виден контраст между старой выгоревшей одеждой магистрата и его солдат и синими новенькими яркими мундирами полицейских. Кстати, песочный цвет одежды магистрата четко указывает на его близость к варварам.
А вот что касается актерских работ, то тут не все так однозначно. Главную роль блестяще сыграл английский актер М. Райлэнс. Его герой смешон и человечен, гадок и великодушен, труслив и храбр. Джонни Депп (полковник Джолл) играет самого себя, Джонни Деппа, фрика. Это подчеркивается даже его странными очками, хотя в романе написано "перед глазами у него висят два круглых стеклышка в проволочных петлях." То есть, это обычные очки в тонкой оправе.
Роберт Паттинсон (подручный Джолла Мендель) воистину страшен, душой чудовище, хотя внешне это вполне привлекательный молодой человек. Актер тут отработал достаточно честно, в очередной раз доказав, что не только вампиров в детских фильмах играть может.
"В ожидании варваров" - тяжелый фильм. Но на свете много тяжелых фильмов, в конце которых зритель ощущает катарсис. Тут не та ситуация. С первой минуты фильма и до последней мы видим, как хороший человек приходит к краху. В этом фильме зло уверенно побеждает добро и у последнего нет ни малейшей надежды, ни единого шанса. И вот эта беспросветность ужасна. В книге и в фильме добро оказалось беззубым, а зло всесильным. Безусловно, такое тоже случается в жизни, но 2 часа смотреть на это... В общем, фильм неплох, но на любителя. Пересматривать не буду.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/