Найти в Дзене
Cinemacountry

"Дюна". Экранизация, потрясающая воображение, или очередной режиссёрский провал?

Когда животное попадает в капкан, оно отгрызает лапу и возвращается в стаю. По кровавым следам охотник придёт в логово зверя: так трусость одной особи погубит целое племя. Человек же останется в капкане: истекая кровью, он будет терпеть боль, душить страх, а когда придёт охотник, притворится мертвым и убьёт врага, чтобы спасти других. Или погибнет.

В центре комнаты в складках тёмного одеяния восседает старуха: на голове серебристая леска спутанных волос, мрачная косая улыбка обнажает железные зубы, взгляд сверкающих глаз обжигает льдом.

Перед ней на коленях мальчик — поза неуклюжая, подневольная. Для своих пятнадцати лет молодой лорд довольно хил, но это лишь временный недостаток тела: мальчики рода Атрейдесов взрослеют поздно, но непременно становятся мужами, достойными деяний своих предков. Вопрос в том силён ли его дух?

Животное или человек?

-2

Так начинается научно-фантастическая эпопея Фрэнка Герберта: окажись Пол Атрейдес животным, не было бы великих перемен грядущего, где пространство и время переплетаются, подчиняясь человеку, летопись былого осталась бы наполовину пуста, а обжигающие пески Арракиса, припорошенные драгоценной пряностью, продолжил бы разорять алчный дом Харконненов.

-3

Роман американского фантаста не столь сложен, если обратиться к истине литературного созидания: любой сюжет опирается на опыт человечества — как единичный, так и глобальный.

В феодальном мире будущего, что возведён на руинах культуры, погубленной восстанием машин, где знатные семьи владеют планетами, люди живут сотни лет, а космические путешествия чрез свернутое пространство — реальность, проблемы человечества и их чаяния остаются прежними. Одни — угнетатели, другие — угнетены. Власть развращает. Аппетит не знает меры. Клятвы нарушаются. Любовь — всеобъемлюща. Подлинная преданность — бесценна.

-4

Богатая фантазия Герберта создала многослойный мир затейливого устройства, манящую историю великолепного приключения, впечатляющую хронику межпланетной войны. Немудрено, что такой сюжет заинтересовал деятелей киноиндустрии.

Эскиз для несостоявшегося фильма Алехандро Ходоровски
Эскиз для несостоявшегося фильма Алехандро Ходоровски

В разное время над экранизацией работали Дино Де Лаурентис — работа замшела на стадии идеи, Алехандро Ходоровски — амбициозный 12-часовой проект режиссера-сюрреалиста, пестрящий громкими именами, так и не был одобрен голливудскими продюсерами, а сам Герберт, следящий за процессом, утверждал, что Ходоровски и не собирался ничего снимать, и, наконец, Дэвид Линч — фильм был доснят и вышел в прокат, где успешно проварился, не окупив кучерявый бюджет.

Кайл Маклахлен в роли Пола Атрейдеса в экранизации Дэвида Линча
Кайл Маклахлен в роли Пола Атрейдеса в экранизации Дэвида Линча

Рецензенты разгромили работу Линча, а сам режиссёр обвинил продюсеров, контролировавших монтаж, в безграмотной склейке и открестится от авторства. Стоит сказать, что «Дюна»-84 не так плоха, как ее малюют критики-современники, просто не столь хороша, как хотелось бы. Дело в том, что визионеры-абсурдисты Ходоровски и Линч — не лучшие кандидатуры для популяризации развлекательных жанров, да и технологии тех лет не позволяли должным образом визуализировать описанный в романе мир. «Дюна» ждала цифрового прорыва и своего режиссёра: автора тонконого, амбициозного, мудрого, способного работать на стыке артхауса и художественного блокбастера. После «Прибытия» никаких сомнений в том, что этот режиссёр — Дени Вильнев, не осталось. И неудачи предшественников послужили ему добрым уроком в осуществлении задуманного.

-7

«Дюна» в видении канадца минималистична, нетороплива и сурова. Она состоит из многоточий и требует от своего зрителя таланта, достойного учеников Бене Гессерит: читать знаки, мыслить глубоко, видеть суть, просеивать. Визуализация декораций грандиозна в своей монументальной сдержанности. Фильм виртуозно передаёт настроение кадром (спасибо умелой руке Грега Фрейзера). Изысканная красота пейзажных этюдов завораживает: поросший лесом, влажный, укрытый молочной дымкой Каладан вызывает щемящую тоску об утраченном доме, а неприветливый и гордый Арракис, закаленный жарким солнцем, манит своей неприступностью и загадкой песков. Мир «Дюны» звучит музыкой Ханса Циммера, разрываясь в душе вспышками торжественного удовольствия.

-8

Но мало создать красивую картинку, ее нужно достойно заселить. В составе актёров — сплошь звёзды. И все на своих местах. В главной роли Тимоти Шаламе — красивый актер с меланхоличным взглядом. Шаламе находится на пике славы, хотя говорящими о его актёрской исключительности ролями пока не очень разжился. Что ж, Квистац Хадерах вполне может стать таковой работой.

-9

Актер идеально подходит под описание человека, начинающего путь ещё ребёнком и готового прийти к духовной зрелости.

-10

Ребекка Фергюсон гармонична в роли матери Пола: она обладает уникальной красотой подсвеченной интеллектом, достойной своего персонажа.

-11

Брутал Оскар Айзек — великолепный герцог Атрейдес: суровый, решительный, но интеллигентный и справедливый.

-12

Его верный соратник Дункан Айдахо в исполнении Джейсона Момоа — ему под стать.

-13

Из обладающего мягкой наружностью Стеллана Скарсгарда неожиданно вышел убедительный злодей: барон Харконнен в его исполнении вызывает омерзение, не уступающее бессознательному, даже восторженному трепету перед своей зловещей персоной.

-14

А под вуалью правдовидицы скрывается Шарлотта Рэмплинг — милая отсылка к несостоявшемуся фильму Ходоровски, где актриса должна была принять участие. Поклонникам Зендеи же предстоит пережить легкое разочарования — по большему счету, в ленте ее персонаж существует на правах флэшфорвардов.

-15

Перед создателями стояла непростая задача: следовать тексту романа, дабы не огорчить верного читателя, быть понятным, чтобы не отпугнуть неинформированного зрителя, и при этом в меру абстрактным, дабы подчеркнуть аскетизм мира будущего. Планка ожиданий была поднята на небывалую высоту. Вильнев во многом шёл на риск. Главный из них — разбить историю Арракиса на части, разорвав текстовое полотно отнюдь не по местам сгибов. Редко из таких решений выходит толк.

-16

Но очень хочется верить, что у Дени все получится, ибо влюбиться в знойную песчаную Дюну оказалось проще простого.

А вы почувствовали это?

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!