Многим моим читателям понравился рассказ о Музее хрусталя в Дятьково и истории этого осколка стекольной империи Мальцовых. Однако как бы ни было уникально и интересно дятьковское стекло и хрусталь, был в Российской империи стеклянный завод, с которым никто не смог бы сравниться. Речь идет о детище самого императорского двора - Императорском стеклянном заводе. #муз-yul
Его история началась в 1735 году, когда на Фонтанке был основан Петербургский казённый завод, производивший продукцию для нужд Двора, а так же на продажу. За несколько лет предприятие несколько раз поменяло хозяев, в том числе даже было даровано Екатериной II в "вечное потомственное владение" князю Потемкину.
Уже тогда здесь применяли своих знания и умения лучшие художники и ученые империи. Так, рецептуру для производства цветного стекла на ИСЗ разрабатывал Михаил Ломоносов: проведя тысячи опытов, великий учёный составил более шестидесяти рецептов окрашивания стекла. Так что на ИСЗ умели варить синее, фиолетовое, алое ("так называемый "золотой рубин"), зеленое, молочное и прочие стекла.
После смерти Потемкина завод снова отошел в казну и стал подчиняться Кабинету Его Императорского Величества.
Титул "императорского" Стеклянный завод получил в 1792 году, а его деятельность стала регламентироваться особым положением об императорском заводе. Согласно нему на предприятие, в то время расположившемся в селе Озерки в окрестностях столицы, должны были изготавливать "художественные изделия для предоставления их к высочайшему Двору". С чем завод успешно справлялся, производя изделия, считавшиеся одними из лучших в Европе.
Именно здесь впервые в России была опробована ставшая модной в Европе технология изготовления особого вида твёрдого, кристально прозрачного стекла - хрусталя. Технологию производства стекла с высоким содержанием свинца привёз мастер Императорского стекольного завода Ефрем Карамышев, в конце 18 века прошедший обучение химии, минералогии и стекольному делу в Англии.
В начале XIX века на ИСЗ была учреждена должность "инвентора" - художественного руководителя, на которую назначались крупнейшие архитекторы и художники страны - Жан Тома де Томон, Карл Иванович Росси, Иван Алексеевич Иванов, свои эскизы для императорского стекла делали Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Александр Брюллов.
В основном ИСЗ занимался производством единичных, эксклюзивных изделий для нужд царского двора. Сервизы и вазы изготовлялись к важным событиями, становились частью приданного и наследства представителей династии Романовых.
Они же служили и подарками для европейских королевских особ от имени российского императора.
Однако "эксклюзивная" направленность ИСЗ совсем не приносила дохода, зато требовала значительных денежных вливаний из казны.
Пока в 1853 году Кабинет не принял решение оплачивать лишь штат сотрудников, а остальные расходы покрывать за счет продажи изделий.
Продукция ИСЗ стала продаваться через собственный магазин и купеческие лавки, Нижегородскую ярмарку, а так же поставляться заграницу, в частности - на Восток.
Однако о массовом производстве по-прежнему не могло быть и речи, и конкурировать с аналогичными производствами из-за своей "эксклюзивной" специфики ИСЗ не мог. В 1862 году завод было решено продать, но так как покупатель не нашелся, было решено наладить на нем производство более доступной и дешевой для масс продукции. Для этого свинцовый хрусталь, из которого производилась большая часть изделий ИСЗ, заменили известково-содовым стеклом.
В 1890-м году предприятие присоединили к Императорскому фарфоровому заводу, в составе которого ИСЗ и просуществовал вплоть до 1917 года.
Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно!