Найти тему

"Точки силы" Веры Алентовой. Часть 1

На фото: Вера Алентова
На фото: Вера Алентова

Упадок культуры - следствие того, что люди мало ходят в театр, уверена актриса

Когда на фасаде Магнитогорского драматического театра появились афиши о гастролях столичного театра имени А. С. Пушкина, я, равно как и каждый прочитавший, спрашивала: "Что - и Алентова приезжает?"

Вера Валентиновна, как сегодня говорят, самое медийное лицо театра, не просто приехала, но и встретилась с магнитогорскими журналистами, терпеливо вытерпев наши вопросы в течение часа.

- По-честному: зачем вам, оскароносице и народной артистке РСФСР, провинциальные гастроли?

- Я - дитя актёров периферийного театра, у меня большая любовь к провинциальным актёрам. Может, потому что детство вспоминается светло, неважно, было оно трудным или лёгким, богатым или бедным.

На фото: во время встречи с магнитогорскими журналистами
На фото: во время встречи с магнитогорскими журналистами

- Для вас провели экскурсию по городу. Впечатлились?

- Магнитогорск для меня - город особенный. В детстве мечтала стать врачом, как мой дед, замечательный доктор. Хорошо училась, хорошо сдавала экзамены в мединститут - но увидела объявление: "Алтайский театр набирает молодых людей в актёры". Пошла - прочитала стихотворение, меня взяли. Мама, суровый человек, сказала: уж если актрисой - то по-настоящему: учиться в Москве, а всю жизнь играть "кушать подано" - нет. Год готовилась к поступлению и работала на заводе, а потом приехала с мамой на гастроли в Магнитогорск. Тогда ваш театр располагался на левом берегу. Я собиралась поступать в Москву, гуляла по вашим горам и молилась всем богам и каждой травинке, чтобы они помогли мне в этой моей "радостной беде", - и я поступила. Когда узнала, что театр Пушкина, в котором работаю много лет, едет в Магнитогорск, сказала, что обязательно поеду и поблагодарю это своё "место силы".

- Мама пугала вас тем, что без диплома всю жизнь будете играть "кушать подано". А как быть с теми, кто, получив диплом, играет только это?

- Это великие люди. Говорят: люби искусство в себе, а не себя в искусстве - это о них. Они всё понимают, не жалуются на несправедливость, хотя всегда можно уйти. Но они соглашаются с "кушать подано" - и в этом их величие. На них держится театр. Как и на реквизиторах, костюмерах и других - это чёткое театральное ухо. Потому, проверяя роль, прошу их сесть в зал и послушать, сделать замечания.

На фото: Вера Валентиновна
На фото: Вера Валентиновна

- Как вы "отдали" роль Раисы Захаровны из "Любовь и голуби"?

- Очень просто: великий Райзман предложил мне главную роль в фильме "Время желаний", снимавшемся в то же время. Меньшов хотел снимать в роли Раисы Захаровны меня, но я выбрала Райзмана, и они нашли прекрасную Людмилу Гурченко.

- Борис Грачевский почти обиделся на моё утверждение, что раньше в "Ералаше" дети играли лучше: "Просто вы были моложе - эмоции были ярче". А что вы скажете о молодых актёрах, которые, по мнению многих, играют хуже?

- Молодые актёры совершеннее хотя бы потому, что мы в молодости шарахались от камер, стеснялись, и в институте нас учили преодолевать этот зажим. Сейчас эта составляющая выпала из образования - люди не боятся камеры. Но не зря вы смотрите старые фильмы, которые и сегодня производят большее впечатление, чем новые. Кино сегодня - экшн, а то душевное, что хотите смотреть вы, - ушло на телевидение. Другое дело, наши сериалы не дошли до качества американских. Хорошие есть, но их мало. Займёт ли наше кино прежнее место? Не уверена. Это уже не то кино, в котором можно поговорить по душам, это развлекательная индустрия. Сейчас время политики, а не искусства, на которое выделяют слишком мало денег. И то, что наши люди плохо воспитаны и культура переживает упадок, - следствие того, что мы мало ходим в театр и не смотрим хорошие фильмы.

На фото: тёплая беседа с журналистами
На фото: тёплая беседа с журналистами

- Ваше мнение по поводу так называемой новой драмы?

- Нет у нас градусника: этот талантлив, этот нет. Моё мнение: если это не насилие, призывы к войне и порнография, - это нормально. Но эпатаж ради эпатажа мне не близок. Скажем, Валерия Гай Германика: своеобразна, необыкновенно талантлива - на мой взгляд. Другие говорят: эпатажная и невоспитанная. "Все умрут, а я останусь" - там мат, но я понимаю, что эти школьники именно так разговаривают. Был бы урон, если бы сняли без мата? - наверное, да, хотя мы же как-то обходились без него. Но коробит ли меня этот мат? - нет, не коробит.

- Владимир Меньшов прилюдно отказался вручать премию за лучший фильм фильму "Сволочи", и вы вместе с ним ушли со сцены…

- О, это была нашумевшая история - будто второго "Оскара" получили. Я бы в любом случае поддержала мужа, но мы бы даже не пришли, если бы знали, что этот фильм номинирован. Не знаю, смогла бы я поступить так - надо мной довлеет воспитание: не испортить людям праздник. Я растерялась, когда мы увидели надпись "Сволочи" - а секунды прямого эфира идут... Это тот случай, когда говорят о том, как бы ты поступил, насколько ты честен, правдив, насколько ты не трус… Не знаю. Очень уважаю своего мужа за тот поступок.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 20 июня 2017 года