В прошлом посте я рассказывала про свое любимое фэнтези, но этот список далеко не полный. В этом расскажу про еще пять отличных книг.
1. Наталья Осояну. Дети великого шторма
Трилогия кишиневской писательницы и переводчика Натальи Осояну лежит на пересечении жанров фэнтези и морских приключений в духе Рафаэля Сабатини или, если угодно, «Пиратов Карибского моря». Действие ее романов разворачивается в мире, где связь между разбросанными в гибельно опасном океане островами поддерживают только полуодушевленные парусные корабли, находящиеся в диковинном симбиозе со своими капитанами.
Осояну не только блистательно строит интригу и убедительно конструирует мир, но и пишет так, как жанровую прозу обычно не пишут — убористо и вместе с тем очень ярко, ясно и в то же время чарующе поэтично. Словом, один из лучших (если не просто лучший) образец русскоязычного фэнтези за последние десять лет — не пропустите.
2. Александр Григоренко. Мэбет
Литературный дебют красноярца Александра Григоренко тоже в некотором роде жанровый кроссовер: с одной стороны его небольшой роман «Мэбет» — это этнографическая проза, воспроизводящая (или, вернее, реконструирующая) фольклор таежных ненцев.
С другой — это настоящее героическое фэнтези с очень неожиданным сюжетным твистом в середине. Любимец богов, красивый, могучий и самонадеянный Мэбет, великий герой Севера, в один прекрасный день обнаруживает, что, как и все люди, смертен, причем не когда-нибудь в далеком будущем, но прямо сейчас.
Для того, чтобы выторговать у богов еще несколько лет жизни (они нужны герою, чтобы вырастить обожаемого и осиротевшего внука), ему придется пройти страшной Дорогой Громов, на которой его судьба окажется в руках тех, кого он несправедливо обидел, убил или предал в прошлом…
Мощная притча, волнующая экзистенциальная драма и вместе с тем подлинно захватывающая история, ни на секунду не дающая читателю шанса расслабиться — «Мэбету» трудно найти литературный аналог, а это значит, что лучше будет прочесть роман Григоренко самому.
3. Алексей Иванов. Сердце пармы
Роман, с которого совершенно заслуженно стартовала всенародная слава пермяка Алексея Иванова, довольно ловко мимикрирует под исторический роман о борьбе за присоединение Пермского края к Московскому княжеству в XV веке. Однако не стоит полагаться на достоверность того, о чем пишет Иванов: внутри тонкой исторической оболочки у него кипит и булькает густое варево самого фантастического свойства.
Парма, древний уральский лес, у него населен невообразимой нечистью и нежитью, жена вполне реального пермского князя Михаила, княгиня Тичерть, оказывается ведуньей, шаманы-смертники несутся в сражение на боевых лосях, сея вокруг себя ужас и разрушение…
Коротко говоря, если прочертить прямую, одним концом упирающуюся в «Князя Серебряного» Алексея Толстого, а другим — в «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, то «Сердце пармы» на ней окажется куда ближе к последнему, чем к первому.
4. Роберт Джексон Беннет. Город лестниц
Мы привыкли, что жанр фэнтези предполагает усредненно средневековый антураж, магию и тому подобные вещи, доставшиеся нам в наследство от Толкина и его многочисленных подражателей и последователей. Со всеми этими стереотипами умело борется трилогия Роберта Джексона Беннета, стартующая с «Города лестниц».
Главный конфликт романа сводится к противостоянию двух цивилизационных типов: архаического, маскулинного, консервативного и основанного на магии с одной стороны и светского, либерального, технологичного с другой. Долгие годы жители Континента угнетали своих соседей с острова Сайпур, опираясь в этом на помощь древних Божеств. Но времена изменились: некогда бесправные сайпурцы смогли переломить ситуацию, и теперь власть над миром сосредосточилась в их руках.
Сумеют ли они ее удержать — вот в чем главный вопрос и «Города лестниц», и двух его сиквелов, и поверьте, отвечая на него, Беннет сумеет неоднократно вас удивить.
5. Святослав Логинов. Многорукий бог далайна
Роман классика русской фантастики Станислава Логинова оказался сегодня одновременно и забытым, и культовым: обитатели фэндома давно застолбили за ним место в «зале славы отечественной фантастики», просто же читатели о нем по большей части даже не слышали.
Мир, придуманный Логиновым, основывается на фольклоре малых народов Севера, но при этом похож на плоскостную развертку «Майнкрафта»: весь он поделен на квадраты, в которых, как на шахматной доске, по определенным правилам разыгрывается древняя мистерия змееборчества.
Наполняя обманчиво примитивную, механистичную вселенную жизнью, страстями и высоким драматизмом, Логинов проделывает трюк, который редко удается даже куда более дотошным авторам фэнтези — заставляет читателя увидеть в лего-фигурках живых, вызывающих острое сопереживание людей, а в расчерченном по линейке условном ландшафте — красоту и манящую тайну.
В своем блоге я размещаю рецензии на самые интересные книги — подписывайтесь, если Вам интересно и оставляйте комментарии.