Найти в Дзене
Открытая семинария

Библия и мигранты, ч. 2

В предыдущей публикации на эту тему мы уже говорили о наличии в Библии четко выраженного руководства по отношению к мигрантам. Первый принцип по отношению к мигрантам, к которому привлекает Бог наше внимание - это принцип любви. Бог говорит, что Он Сам любит пришельцев, и говорит Своему народу: "Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской." Второзаконие 10:17-19.

Но говорили мы и о тех практических принципах, посредством которых реализуется принцип любви. Это, в первую очередь, недопущение создания этнических государств внутри другого этноса. И это - на фоне того, что сами израильтяне как культурный и национальный этнос, сформировались прямо "во чреве Египта". Они вошли в Египет группкой из 70 человек, а вышли из него многочисленным народом "обобравшим Египет".

-2

Но то, что Бог задумал и осуществил по отношению к Своему народу делается недопустимым для народов, которые не находятся в Завете с Богом. Да, у Бога есть "любимчики", для которых Он делает исключения из правил. Но не смущайтесь - этим любимчиком возможно стать - даже для иностранца, даже для иноверца - любому человеку. Надо только приглядеться к Сыну Его - Иисусу Христу. А приглядевшись к Нему - Его нельзя не полюбить.

Бог знал - какая сила (и созидательная, и разрушительная) содержится в национальных диаспорах: через это Он "вырастил" и "родил" народ для Себя. Но Бог и предупреждает о том, что "во чреве народа" может вырасти не только "пшеница", но и "тернии". Что национальные диаспоры, состоящие из людей, которые не в Завете с Господом Богом, таят в себе опасность - в том числе и для самих себя.

-3

В то же самое время, как мы уже видели - Бог не против мигрантов. Он любит их. Он надеется, что придя к Его народу эти люди найдут для себя не только безопасность и материальные благословения, но и Его, Бога, Подателя всех благословений - больших и малых. А для этого пришельцы должны были "просолиться" в "народе Божьем", а не солиться в собственном соку. Раз уж приехал в другую страну, то обними ее, открой глаза, открой сердце, постарайся ее тоже полюбить...

Отношение к пришельцам в Библии регулировалось особыми законами, записанными в частности во Второзаконие 23: 3; 24: 14-21; 25: 5; 26: 10-13. Библия различает два класса пришельцев: 1) те, кто были временными посетителями, не владели земельной собственностью; и 2) те, кто имел постоянное место жительства, не становясь гражданами (Лев. 22:10; Пс. 19:12). Оба эти класса должны были, при условии соблюдения ими законов земли, пользоваться теми же правами, что и другие граждане (Лев. 19:33, 34; Втор. 10:19) .

-4

Эти права делали их равными в положении перед законом с народом Божиим. Иностранные жители должны были соблюдать израильские законы, такие как соблюдение субботы (например, Второзаконие 16: 9-15). Более того, закон, установленный Богом для Израиля, позволял проводить юридические различия между коренными евреями и иностранцами, проживающими в стране. Например, Второзаконие 15-ая глава требует отпущения долгов у других израильтян каждые семь лет, но «вы можете взыскать с иностранца» его долги (ст. 3). В предыдущей главе евреи получили разрешение продавать или давать иностранцам «нечистую» пищу (см. Второзаконие 14:21).

В Библии выделяется еще одна тема. Бог считает границы значимыми и важными (см., Например, Притчи 22:28 и 23: 10-11). Рассмотрим Второзаконие 32: 8: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых». Иезекииль 47: 13-23 подробно описывает границы Земли Обетованной. Числа 34: 1-15 описывают границы, которые Господь установил для каждого колена Израиля. Второзаконие 19:14 повелевает не перемещать пограничный камень соседнего племени, обозначающий наследство данного колена Израиля в Земле Обетованной.

-5

Тот же принцип действует и в отношении тех европейских государств, которые на сегодняшний день являются наследниками "потерянных" колен Израилевых. Об этом у нас на Открытой Семинарии - целый цикл публикаций. Апостол Павел говорит о том, что расселив народы определенным образом Бог искал достижения одной главной цели - чтобы люди искали Его:

"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас" Деяния 17:26-27.

Бог и мигрантам не препятствует - лишь бы люди искали Его, Бога. Однако много раз Библия предостерегает от того, чтобы языческие обычаи пришельцев не исказили данные Богом моральные нормы. Это не запрещало миграцию, но помогало мигрантам сделаться народом Божиим, а народу Божию - не стать как другие народы.

-6

Бог также использовал иностранцев как орудия Своего правосудия, а вторжение - как проклятие (точно так же, как Он использовал израильтян, чтобы добиться правосудия против язычников, проживающих в Земле Обетованной). Проклятие во Второзаконии 28: 43-44 гласит:

«Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом».

Это проклятие проявляется на протяжении всей истории Ветхого Завета. Короче говоря, Ветхий Завет учит справедливому обращению с постоянно проживающими в стране иностранцами с определенными требованиями к иностранцам, связанными с религиозными и гражданскими правовыми стандартами. В нем также говорится, что пришельцы должны ассимилироваться с культурой той страны, в которой проживают.

-7

Границы также значимы, и иностранное присутствие среди народа Божиего иностранцев несколько раз было проклятием. Библия дает некоторые подробности об иммиграционных процедурах, стандартах и других предписаниях. Делать вывод о неких открытых границах из призыва Бога любить пришельцев, неверно.

Во-первых, библейский стандарт для иммигрантов - это то, что они подчиняются законам нации (общий стандарт для всех). Очевидно, на готовности мигрантов следовать этим законам страны, и делается решение - принимать или не принимать иностранца, и на каких условиях. Это также включает ассимиляционную этику. Ожидается, что иностранцы, должным образом допущенные в то или иное общество, ассимилируются, а не навяжут свои собственные обычаи, язык и т. д. Иначе они переделают принимающее общество по своему собственному образу, и возникнет необратимая ситуация и трудноразрешимый конфликт.

-8

Отрывки из Священного Писания, такие как Второзаконие 16: 9-15, иллюстрируют библейскую этику ассимиляции. Здесь Господь устанавливает для израильтян праздник недель и праздник кущей. Это были религиозные обряды, но также и гражданские законы. В обоих случаях эти законы требовали от иностранцев-резидентов участвовать в соблюдении этих праздников. Точно так же четвертая заповедь, призывающая к соблюдению дня субботнего, также связывает собою и проживающего на территории государства пришельца (Второзаконие 5:14).

Таким образом, в своей общественной жизни мигранты, получившие разрешение на проживание в стране, несут моральный долг перед принимающей страной - соблюдать ее законы и ассимилироваться с ее обычаями. Таково морально ответственное поведение индивида в контексте иммиграции. Навязывать себя существующей нации несправедливо и неоправданно.

-9

Соблюдение национальных законов (это относится как к работодателям, так и к иностранцам) - это практическое применение двух главных заповедей, любви к Богу и ближнему (например, Мф. 22: 37-40, Марка 12: 29-31). Это также следует из указаний Христа «отдавать кесарю» дела, находящиеся под юрисдикцией светского правительства (Марка 12:17; Луки 20:25). Такое послушание показывает веру в способность Бога удовлетворить потребности человека. Иисус учил такому довольству и упованию на Бога в Нагорной проповеди (Мф. 6: 25-34; 7: 9-11) и в других местах (Мф. 19: 29-30; Луки 12: 22-34).

В свою очередь, принимающая сторона с особой строгостью и особым милосердием относится к пришельцу - они ставились в одну категорию с левитом, сиротой и вдовой:

"Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом, Богом твоим: «я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл" Второзаконие 26:12-13.

Выводы

Библейские принципы и инструкции относительно мигрантов - это рай для честных людей, и ад для злодеев. Если мы последуем этим простым инструкциям, то и потомки наши, и сами пришельцы - возблагодарят нас. Если мы будем искать иных, самодельных принципов - нас проклянут и потомки, и сами мигранты. Да даст Всемогущий Господь правителям нашим мудрости в принятии решений!