Найти тему
t e p o s e r

«Город женщин» Элизабет Гилберт

Я снова погрузилась в художественную литературу. На этот раз это роман Элизабет Гилберт, автор книги "Есть молиться любить". Если кому-то не довелось её прочесть, то уж явно посмотрел фильм, где в главной роли Джулия Робертс. Признаюсь, фильм меня не оставил равнодушной. Я даже его пересматривала, сильно мотивировал, чтобы продолжить саморазвиваться и познавать себя. Однако книга "Город женщин" абсолютно разочаровала. Я недовольна, начиная с обложки, которая почему-то в книжных магазинах не выброшена в отделе 18+, и заканчивая сюжетом. Первая половина книги — секс, вторая — феминизм. Многие читатели оправдывают Гилберт, словно мужчины вовсе не умеют понимать женский характер и описывают его нелепо в своих произведениях. Цитирую: "Ни один мужчина не может понять женщину так, как другая женщина".

Хочется швырнуть в них "Анной Карениной " Толстого или "Гордостью и предубеждением" Джейн Остен, а может ещё и "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, чтобы наверняка. Насколько ничтожно и падко превратить женское изящество в потерянный образ без семьи, образования и репутации. Вивиан Моррис не более, чем девушка лёгкого поведения. Для сравнения: в пьесе Горького "На дне" один из главных женских образов — Настя. Несмотря на то, что она проститутка и грешная женщина, она мечтала о чистой, светлой и романтической любви. Вернёмся к Вивиан, она не проститутка, а просто женщина, которая не мечтает ни о любви, ни о семьи, ни о карьере, но зато в ней столько разврата. Вивиан Моррис — хуже проституки.

Возможно, это всего лишь новое направление феминизма. Мне не понять. Действительно не понимаю, откуда столько похвалы и восторга вокруг романа. Книга отвратительная, пошлая и аморальная. Как она попала на первом месте в "The New York Times"?

В главной роли — Вивиан Моррис, юная девушка из богатой семьи. Сюжет разворачивается в 40-е и охватывает период второй мировой войны. Девятнадцатилетняя Вивиан была отправлена в престижный колледж, оконченный с отличием её мамой. Но девушка радовалась жизни, курила и напивалась, а затем влезала через окно туалета в своё жильё. Как следовало ожидать, она не сдала ни один экзамен, заняв предпоследнее место в рейтинге (последнее место заняла ученица, не посещающая занятия из-за болезни). Автор оправдывает поведение Вивиан печалью или легкой депрессией. Я сомневаюсь, что подобному поведению можно приписать столь жалкое оправдание. По-моему, дело вовсе не в тоске и смене обстановки вдали от родителей, а в том, что Вивиан эгоистичный человек, который живёт для самой себя. Она не заботиться о репутации семьи и собственная не заботит. Родители отправляют никчёмную дочь к тёте Пэг, ныне владелица театра, который переживает не лучшие времена, перебиваясь незатейливыми пьесами-однодневками для рабочих прилегающего квартала.

Вивиан обстановка пришлась по душе, ведь, как и тётя, вольна в поведении.

«Веселись, пока есть возможность. Старые зануды будут твердить, что нельзя растрачивать юность понапрасну, но ты их не слушай. Юность - недолговечное и невосполнимое сокровище, так какой смысл его беречь? Существует лишь один способ провести юность - растратить ее без остатка»

Вивиан — скучный и пустой персонаж, который почти ни на что не способен. Из-за необычайного роста и худобы, трудно сыскать одежду, в которой она не выглядела бы нелепо. Поэтому бабушка обучала Моррис с раннего возраста швейному мастерству. Впоследствии это и помогло ей прокормить себя. Она шила различные наряды для выступления. Ей удавалось это блестяще — все удивлялись с какой ловкостью она подчёркивала и подбирала костюмы точно под талию.

В театре обнаружилась икона для подражания — танцовщица Селия. Женщина необычайной красоты. Она поселяется в комнате Вивиан совсем неожиданно, ночью, вернувшись с очередной вечеринки, плюхнувшись без спроса на кровать. Утром было решено — они останутся жить вместе. Молодая девушка была только этому рада. Она восхищалась Селией и выполняла всё, что та хотела. Например, стоило Селии сказать, что сигареты кончились, Моррис тут же бегала за новой пачкой, прекрасная зная, что деньги ей не вернут. Селия наслаждалась своей юностью, таща за собой Вивиан. Они вместе ходили по барам, веселились в компании мужчин и, конечно, спали с ними. В общем, история глупой и юной девушки, которая потерялась среди соблазнов большого города.

Роман разнообразился появление нового персонажа — Энды, роскошной, замужней женщины около 50 лет. Её супругом был самый красивый актёр голливуда. Была ли любовь? Сомневаюсь. Энда была утончённой и любила красоту в любых её проявлениях, будь это флаконы с ароматом лаванды, обёрнутые аккуратно в бумагу перчатки или же красивый мужчина на её фоне. Вот только муж был полной бездарностью и идиотом. Энда решает спасти театр и придумывает постановку с помощью бывшего мужа под названием "Город женщин". Новые актёры. Новые костюмы. Новые песни. Нью-йорк покорён.

А тем временем, Вивиан влюбляется в высокого и наглого 29-тилетнего парня, а тот лишь больше развращает её. И опять, любовь? Нет — желание. Она и сама понимает, что он не подходящий парень для семьи, когда внезапно в город появляется её брат. В общем, как-то вечером Энда и парень Вивиан собрались на благотворительный концерт. Муж Энды был жутко ревнив к парнишке и недолго думая, распустил сплетни, что Энда с ним встречается за спиной Вивиан.

Напившись в баре вместе с ним и Селией, она очнулась в мотеле и направилась поспешно в театр, где никто не спал. Все сидели как на иголках. К ним попал снимок поцелуя всех троих под фонарём и грозился быть опубликован на следующий день. Скандала не избежать. Театр грозился разорением, а остальные — позором. Как бы это не показалось странным, но чтобы не напечатали в газете имя юной Моррис, Энда помогла ей. Вивиан вернулась домой. Родители пытались её выдать замуж, но та ускользнула, а спустя два года вернулась к тёте. К тому времени театр снесли и теперь Вивиан веселила солдатов и настраивала юмористическими сценами против Гитлера, чтобы не потерялся боевой дух. После войны — открыла маленький бутик, где шила свадебные платья вместе со своей новой подругой, которая сумела забеременеть от женатого. Разумеется, ребёнка она оставила и растила вместе с Вивиан, хоть это и было позорно по тем временам.

История Вивиан заканчивается тем, что она влюбляется в женатого мужчину, к которому не могла даже прикоснуться в течение 12 лет (последствия войны). После смерти мужчины Вивиан пишет письмо его дочери и рассказывает свою историю, предлагая дружбу.

Проблема этой книги в том, что Гилберт выставляет мужской пол никчёмным: мужчины не хотят от женщин ничего, кроме секса, на них нельзя положиться (как раз случай с бывшим мужем Энды, который забрал пьесу себе и переехал в голливуд), что они не способны сдержать слово и взять на себя ответственность (как забеременела в конце истории подруга Вивиан от профессора, который был в браке), что мужчины глупы (поступок мужа Энды в баре вместе с Вивиан и Селией).

Наверное, вполне справедливо говорить, что каждая вправе решить, что делать со своей жизнью и прожить так, как считает нужным. Но я не оценила это произведение. Главный персонаж — пустышка. Она не пытается быть интересной. Она не пытается быть лучше. Она ничего не хочет и ничего не ждёт. Она просто живёт. В этом и весь смыл — просто жить в своё удовольствие.

Но, всегда есть нравственные нормы поведения, за гранью которых лучше не переступать. В данном случае жить в своё удовольствие означает попробовать всё и не отказывать себе, что не всегда применимо.