Начало моего балканского приключения здесь.
Из Сплита в Дубровник ведут 2 дороги, автобан и дорога по побережью. Последнюю я предвкушал и ждал еще в Москве. Ожиданий она нисколько не обманула, могу с уверенностью сказать, что это одна из самых красивых дорог в моей жизни. Что интересно, по дороге встречается 10 километровый Боснийский участок который отдали стране чтобы та имела выход к морю. И при выезде с него обратно в Хорватию погранцы сказали просто проезжать без штампа. Было немного волнительно на этот счет, как отреагируют потом на выезде, ведь формально мы не покидали Боснию и Герцеговину.
Дубровник мне безумно понравился. До этого я не бывал в городе, который бы совместил все что я люблю: здесь и европейская архитектура, и горы со скалами, и лагуны с кристально чистой водой, и форты с замками. Жаль, что сами по себе хорваты пафосные и считают себя как сказал мой европейский приятель "белой костью Югославии". Больше взглядов в которых читается "фи", я ловил разве что в Вене. Справедливости ради, должен сказать, что попадалась исключения в виде людей которые просто подходили пообщаться на улице, смотрителя форта и хозяйки пансиона. Вид с набережной на форт Ловриенац. Кстати, в старом городе позже снимали многие сцены Игры Престолов.
Городская колокольня 15 века на площади Ложа, центре старого города. Странная смесь ренессанса и готики высотой 31 метр. В начале 20 века она сильно пострадала от землетрясения и ее снесли, позже восстановив благодаря протестам местных жителей. Справа церковь Святого Влаха, покровителя Дубровника. В ее алтаре установлена позолоченная фигура святого - произведение местных ювелиров 15 столетия. На закате над старым городом, во время колокольного боя, витает бесчисленное количество ласточек. Красивое и атмосферное зрелище.
По старому городу можно долго бродить, слабо ориентируясь в пространстве, так как по большому счету он представляет собой лабиринт узких улиц.
Посмотрев на цены в меню ресторанов Дубровника (3000-3500 на человека без алкоголя в лучшем случае), я решил готовить дома, тем более что помимо огромной кухни у нас была отличная терраса.
Бесцельно шатаясь по городу, я нашел потрясающее место - скалу с видом на форт, старый город, гору Срдж и пляжи. При том, подойти можно было к самому краю и свесить ноги с обрыва в несколько десятков метров.
Вид с форта Ловриенац на Старый город. Построили его в 11 веке для защиты от венецианских нашествий. Толщина стен местами достигает 12 метров. За всю историю Ловриенац так и остался непокоренным. В наши дни с его стен проводятся соревнования Red Bull'а по клифф дайвингу, то есть прыжкам в воду с естественных вышек. Нужно сказать, каким образом мы туда попали. Немало пропетляв по извилистым улицам в поисках дороги к нему, поднявшись на гору и достигнув заветного входа, я уперся в будку смотрителя, который сообщил, что вход стоит 60 кун и карты к оплате не принимаются. Я начал шариться по карманам, выгребая монеты, купюры из кошелька, когда тот сказал: "А, лан, проходите за так". Я предложил ему собранные 45 кун, но он и от них отказался. Слабо представляю себе подобное в России.
Стоптав по рельефному Дубровнику все ноги, я решил пересесть на мотоцикл и съездить на знаменитый пляж Банье, который по утверждениям путеводителей любят посещать известные спортсмены, звезды шоу-бизнеса, художники и прочая интеллигенция.
Хоть море и не было особо холодным, кроме меня почему-то никто не купался. А может мне так казалось после горных рек и голубых озер с водой 5 градусов.
На стене Старого города расположился модный бар с "лучшим видом Дубровника". Зашел, людей как шпрот в банке, парапеты загораживают половину вида, шумно, 0,33 пива предлагают по 5-6 евро. Вспомнил о скале, решил что зайду в супермаркет и устрою свой бар с блекджеком и "лучшим видом".
Улица Страдун одиннадцатого века - главная улица Старого города, соединяет западный вход Врата Пила с восточным Вратами Плоче. На обоих концах улицы стоят фонтаны и колокольни: Городская колокольня и колокольня францисканского монастыря.
На удивление, пейзажи Боснии и Герцеговины быстро сменяют хорватские. На смену морю и скалистым горам приходят озера, леса, долины, зеленые горы. Сравнивать их не имеет смысла, природа в тех краях бесподобна. Часто вообще не хотелось никуда ехать, а остановиться здесь, тут и вон там. На первой же заправке в Сербской республике (регион Боснии) подошел ухоженный, одетый в Дольчегабанна мужик лет 55 и мы заболтались минут на 25. Рассказал что 4 раза гонял в восьмидесятые топовые машины, такие как Феррари в Москву, интересуется Харли и у него есть друг канадец который держит магазин и торгует куртками H-D, созвонился с ним и попросил заехать в гости. Забегая вперед, скажу что настолько открытых, добрых и дружелюбных людей как в Боснии и Сербии я видел только на Кубе и на Кавказе. Часто люди, услышав звук мотора, выбегали на обочину просто чтобы улыбнуться и помахать. Начиная от 5 летних детей, заканчивая стариками. Дороги в большинстве отличные. Редко попадались разбитые деревенские серпантины. Существенные перепады по высоте - максимум альтиметр показал 1382 метра над уровнем моря.
Первой остановкой стал город Мостар. Название не случайно перекликается со словом "мост", так как для охраны Старого моста над Неретвой, построенного по приказу турецкого султана в 16 веке город и был возведен. Сейчас он также под охраной ЮНЕСКО, а в 1993 году был полностью разрушен хорватами. На Старом мосте тоже проводится этап клифф-дайвинга от Red Bull, а местные жители прыгают с него получив определенную сумму с туристов.
Необычной особенностью Мостара является то, что река Неретва делит город на две части: слева католическая хорватская, справа боснийская мусульманская. О чем наглядно свидетельствуют колокольня и минарет.
Безумно понравилась Босния и Герцеговина в кулинарном плане. Я любитель простой деревенской кухни. На удивление понравилось местное пиво, что варят под Благаем. Очень понравился ресторан Hindin Han. И чудесным видом на мост, город и реку, которая умиротворяюще шумела, и сервисом, и кухней, и ценами. Порции были огромны даже по местным меркам. Порадовал официант, который раза 3 переспрашивал правильно ли он меня понял, когда я заказал весь ассортимент домашних наливок, а когда принес, сказал чуть ли не сочувствующе: "Гуд лак, мистер!"
По всей Югославии до сих пор раскиданы немые свидетели войны.
В первый вечер в дверь раздался звонок - на пороге стояла молодая пара. Выяснилось, что это хозяева апартаментов просто зашли познакомиться и поболтать. Рассказали о городе, о местах которые стоит посетить, было приятно. На следующий день первым делом мы отправились на водопады Кравице в местечке Студенци. Видел я и другие водопады, но этот какой-то особенный, возможно из-за обилия зелени.
Почитель - последняя славянская город-крепость, захваченная турками в 15м веке.
Вид с башни
Благай, будучи маленьким по размерам, имеет большое значение для этих земель. В 12 веке здесь жил и правил герцог Стефан который объединил в единое государство земли нынешней Боснии и Герцеговины, части Хорватии, Черногории и чуточку Сербии. Сия коллаборация получила название Герцеговина. Позже мусульмане изгнали с этой земли всех христиан, разгромив православные и католические храмы. 2 из них до сих пор стоят до сих пор в полуразрушенном виде. На фото Текия и исток Буны.
Повсюду можно встретить сувенирные лавки с разнообразным "эхом войны".
Дорога от Мостара до Сараево была просто потрясающей красоты! Неретва, вырубленные в горах туннели, озера, горные перевалы... И вся она прошла под проливным дождем, поэтому смог сделать единственную фотографию. Позже выяснилось что в этой красоте утонул мой Макбук.
По приезде в Сараево погода менялась как настроение самой ветреной профурсетки. На фотографии вид с балкона с разницей в час. Посему я опять дошел до магазина и окопался дома, кулинаря, распивая вино в плетеном кресле на балконе и слушая музыку.
Кафедральный собор святого сердца Иисуса - самый большой в Боснии и Герцеговине. Если кто усмотрел сходство с Нотр Дам де Пари, вы не ошиблись, он построен по его подобию.
Непримечательный с виду Латинский мост - знаковое для всего мира место. Именно здесь 28 августа 1914 года был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, что послужило поводом к началу Первой мировой войны.
Немного упустил в повествовании одну деталь. Будучи в Загребе, получил от друга сообщение, что в нынешнем туре Брайана Джонсона в AC/DC заменит Эксл Роуз. Учитывая, что AC/DC и Guns N' Roses 2 мои любимые группы из ныне выступающих, воспринял это как шутку. Билеты на тур 16 года я пытался купить с начала года, но везде кроме Марселя и еще какого-то неудобного для меня города был Sold Out. И тут я открываю официальный сайт и вижу что в продажу поступили билеты на все концерты! Через полчаса наплевав на все дальнейшие брони по маршруту, я купил себе билет на концерт в Вене, жене билет на самолет из Братиславы и решил ехать в Сербию. Отчасти, за такую свободу я и люблю путешествия на мотоцикле.
В Сербии для своего пребывания мы выбрали город Нови Сад. Было всего 2 дня, поэтому Белград осознанно оставил на следующую поездку. В целом атмосфера Сербии и Нови Сада в частности, мне понравилась. Нет там никаких изысков, ни архитектурных, ни кулинарных, но как-то по-домашнему уютно и доброжелательны все, начиная от бомжей заканчивая гоповатыми подростками. В пансионе так вообще нас заселял, созванивался, все решал, ходил за ключами парень, который потом оказался таким же туристом из другого региона Сербии. После того как мы обосновались, так еще и предложил нам свой ужин. Позже приехал сын хозяина, единственный англоговорящий человек в семье, просто поболтать и рассказать о городе. На следующий день с нами упорно пытались пообщаться его дедушка с бабушкой. Он немного говорил по-русски и разговор начал с: "Как дела, товарисчь", положив мне руку на плечо. Сказали, что очень нас любят, а вот "Америка - сабак!", смачно плюнув под ноги при этом. Достопримечательностей в Нови Сад немного, посему, буду краток. Неоготический Собор Девы Марии на площади Освобождения и Городской дом (мэрия) на ней же. На удивление в Нови Сад очень развита ночная жизнь. В пешеходной зоне Старого града огромное количество клубов, баров, пабов и кабачков. Поужинали мы в каком-то лухари лаунж фешн кафе по ценам придорожного бистро.
Утром, доверившись Трипадвайзеру, пошли в ресторан ТОР-3 из 169 - Cafe Veliki. То ли нам не повезло, то ли кто-то его сильно переоценил. Мясо было сухое, купаты вовсе подгоревшие, ассорти домашних закусок на двух персон на один зуб. В общем пожали плечами и пошли дальше гулять. Петроварадинская крепость построена в 18м веке инженерами Австро-Венгерской империи, обладает системой подземных коридоров протяженностью 16 километров. Есть особая фишка в часах на башне. Большая стрелка показывает час, а маленькая минуты, чтобы не только жители, но и мореплаватели могли справиться о времени. Справа опоры Варадинского моста, который дважды взрывали во время Второй Мировой. После войны мост был выстроен заново левее, но и его взорвали во время бомбардировок НАТО.
Улица соединяющая Петроварадин и Нови Сад.
На следующий день мы снова поехали в Будапешт. Почему-то из Сербии в Венгрию запрет на ввоз алкоголя. Когда пограничник спросил есть ли он у меня, а я сказал "да, вина пару бутылок", он улыбнулся, подмигнул и махнул рукой. За время нашего отсутствия Будапешт изменился до неузнаваемости. Его буквально наводнили беженцы, которые везде сидели, валялись, повсюду лужи мочи, мусор, вонища. Наблюдали средь бела дня картину в самом центре города - прямо посреди тротуара двое достали болты и начали отливать. Гулять сразу желание отпало, прокатились на плавучем ресторане аля наша Флотилия Редиссон и пошли в номер. Дернуло нас поселиться в центре. Утром под дверью было просто озеро мочи. Поскольку про город уже было, просто накину несколько фотографий.
Следующей остановкой была Братислава. Необычной город. Тут тебе и замки с фортами, и средневековая архитектура, и готика с барокко, и что-то современное из стекла и металла, и совковое. Собор святого Мартина - крупнейший готический храм города, начал строиться в XIII веке. В течение трёх столетий в соборе проводились коронации венгерских королей.
Братиславский град - замок 11 века на утёсе над левым берегом Дуная, на южном отроге Малых Карпат. Вот только на фото замок 1950х годов, потому что оригинальный разрушил пожар в начале 19 века.
Главная, когда-то рыночная площадь города.
Град Девин - замок 9 века.
Отправив жену, я просто занимался всякой ерундой. Катался, пил пиво, слонялся по кабачкам, а на закате нашел крутое место на стене крепости, где можно было сидеть прямо над обрывом и смотреть на собор, старый город, Дунай и мост СНП, где на высоте 85 м находится ресторан и смотровая площадка.
Проснувшись утром в день концерта, уже было предвкушение чего-то особенного, посему не стал терять времени на завтрак и прогулки, прыгнул в седло и погнал в Вену. Заселился в пансион теннисного клуба в Швехате, там же позавтракал вяленым мясом и Бордо (кстати, почему-то оно стоило дешевле чем во Франции) и поехал за билетом и прошвырнуться по городу. На перекрестке ко мне подъехал русскоговорящий чувак на максискутере и очень удивленно вопрошал как я здесь оказался на московских номерах. Когда услышал, что я с Балкан возвращаюсь, вообще посмотрел как на инопланетянина. У них что, совсем кататься не принято? В офисе по продаже билетов встретил 2 пары из Украины. На стадионе оказалось, что пускать будут только через 2 часа. За это время очередь обильно накачивалась пивом из пластиковых кувшинов с символикой, а я тихо поражался объему их мочевых пузырей. Во время ожидания познакомился с работниками итальянского Harley-Davidson.
Наконец, турникеты открыли и толпа бегом хлынула на стадион. Меня завернули с моноподом от Гоупро, сказали что нужно оставить его вооон в том белом фургоне и быстренько заново отстоять очередь. Побежал к фургону, там сказали что откроются через 20 минут. Ну думаю супер, зачем 2 часа стоял? Спрятал его на дереве за туалетами, перелез через заграждения и проник на стадион. Из-за этой истории встать к самой сцене уже не получилось, но тем не менее, место было отличное.
Далее 3 часа переминания с ноги на ногу, ожидания, а вокруг все так же накачивались пивом. В Хямеенлинне в 2015 году все было организованно гораздо удобней. Пропускали желающих целый день, первым пришедшим в фан-зоне выделили отдельный сектор у сцены с особыми браслетами. Получил браслет - молодец, пей, гуляй где хочешь, потом проходи. А тут стой. Когда начался разогрев, я был рад хоть какой-то движухе. Еще 1,5 часа и вот они! Ангус, Стиви, Крис, Клифф и Эксл.
Кстати, это был первый концерт когда Эксл встал на ноги после серьезного перелома. До этого он выступал в кресле. А восстанавливал его мой знакомый тренер Джордан.
Выбравшись со стадиона, обнаружил что к моноподу моему приделали ноги, а у мотоцикла стоят двое копов. На всякий решил погулять. Вернулся через 15 минут, не уходят. Ну думаю, делать нечего, говорю
-Фройлен, пардоньте, их браухе роллен!
-Натурлих, алл фидерзейн, - говорит, улыбается и уходит.
Метров 150 не доезжая до отеля, опять копы ко мне идут, что-то машут и пытаются объяснить. Ну я ему пальцем вперед ткнул, "Хауз", говорю, он рукой махнул, езжай отседа. Пробрался через заграждения, а там пожарные, несколько карет скорой помощи, дом через дорогу горит. Я решил, что на сегодня хватит и тихо тусил в номере. Да после 9 часов на ногах никуда и не хотелось.
Проснувшись после концерта, сделал неприятное для себя открытие - память в телефоне закончилась, поэтому далее фотографий будет совсем мало. Вообще я планировал выехать сразу после концерта, но поскольку договорился через 3 дня встретиться в Кракове с другом, решил послоняться где-нибудь. Продлевая мое пребывание в пансионе, хозяйка посмеялась на тему "Видимо концерт AC/DC вчера удался" и принялась рассказывать, что это мой мотоцикл стоит на парковке каким-то местным чувакам в кофейне. Настроение было на высоте, прокатившись по пригороду, я осел в венском Хофбройхаусе. Ходить по городу после концерта было лень,поэтому пешеходные прогулки были весьма скромны. Проехался по достопримечательностям, да немного потоптался по центру. Дворцовый комплекс Хофбург состоит из 19 дворцов и является резиденцией правителей Австрии с 13 века и по сей день.
Собор Св. Стефана вот уже более 700 лет устремляет в небо свой 136 метровый шпиль. Пережив множество войн почти без потерь, "Штеффи" восстанавливается по сей день после поджога в 1945 году, когда Северная башня упала вместе с легендарным колоколом «Пуммерин», убранство погибло в огне.
Вечером я познакомился с компанией из Москвы. Выйдя из Хард Рок Кафе, был прикольный момент когда они узнали, что "тот мотик с Че", который они разглядывали вчера, оказывается мой. Закончился вечер разговорами в Венском лесу.
Следующий день был для меня особенным, так как являлся Днем Рождения. Давно было интересно отметить его в одиночестве, где-то далеко, проверить какие эмоции мне сие принесет. Решил отмечать сразу в трех странах: Австрии, Чехии и Польше. Выехав из кабачка в Вене, решил направиться в Брно. Уже в обед я ждал пиво в таверне около собора Святых Петра и Павла. Храм в романском стиле на каменном утёсе был построен в 13 веке, а 2 башни высотой 86 метров уже в начале 20. Кстати, именно этот собор изображен на монете в 10 крон.
В Кракове я продолжил отмечать в компании с мотоциклом. На следующий день я наметил посещение города Освенцим и лагерей смерти Аушвиц и Аушвиц-Биркенау. Чтобы не оставлять от путешествия тяжелого послевкусия, вынесу этот рассказ в отдельный пост. Желающие смогут прочитать его здесь
Выехав из лагеря, я был настолько подавлен, что не сделал ни 1 фотографии Кракова. Тут еще и друг отзвонил, сказал что в Минске накрылось сцепление. В общем переночевал я и молча попилил домой. Выехав из Кракова в +27, решил что вполне себе обойдусь футболкой, заехал в Беларусь, тут стемнело и +5. Как назло, впервые за всю поездку, решил остановиться "где-нибудь" без предварительной брони. В итоге более 400 км так и стучал зубами до мотеля. На следующий день 500 км пришлось проехать под дождем, который под Вязьмой превратился в какой-то шторм. Легковушки парковались на обочине и пережидали это светопреставление. Дальше еще круче - град, град, град. Он реально лег на землю слоем в 10-15 см, аки снег на Новый Год. Уже в Москве узнал, что это безобразие по всем телеканалам крутили. Так и закончилось мое самое большое на тот момент мотопутешествие.
Спасибо за внимание, не забудьте подписаться на канал!
Мой Instagram
Мой YouTube