Я отношусь к тому поколению, которое не застало свежие выпуски легендарного журнала «Техника молодёжи». Но и сейчас, родились в позднем СССР и после него, с уважением относятся к знаменитому изданию и даже читаем его давнишние выпуски.
В мартовском выпуске 1959 г вышла интересная публикация под названием «Корабль Антарктиды». Из неё впервые широкая публика узнала об арктическом вездеходе «Харьковчанка». Уникальная советская машина, которая в некотором смысле опередила своё время.
Вездеход был сделан на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т, с ходовой танка Т-54. Это был жилой модуль на гусеницах рассчитанный на 8 человек. Он имел радиорубку, кухню, кубрик (спальное место), туалет и душ.
Современные полярники получают грузы самолётами. В то время Харьковчанка доставлял всё необходимое на базу. В 1959 г в первые этот вездеход преодолел 2700 км по арктической пустыне. Подобных прецедентов с другими машинами не было и нет. Страшно подумать о мужестве и личных качествах людей, которые управляли этот машиной в таком путешествии.
Технических данных об этой чудо машине сохранилось мало. Экипаж мог спокойно работать внутри вездехода даже при температуре -80 °C. Рассчитано на рекордно низкие температуры в природе.
Сейчас подобную машину сделать вполне возможно, но это не целесообразно. Проще и безопаснее летать самолётами.
Всего было сделано 5 машин. Последняя проработала до 2008 г