Все, наверное, ждут хвалебных речей о том, как мне нравилась литература, а от написания сочинений я приходила в экстаз?
Да не ненавидела я урок литературы! Второй мой нелюбимый школьный предмет после физкультуры, а может и первый.
В физкультуре мне не нравилось бегать, носить сменку, особенно по морозам, и переодеваться.
А в уроке литературы мне не нравилось абсолютно всё, особенно, что хотел сказать автор в своём стихотворении.
А набившее оскомину небо под Аустерлицем из "Войны и мир"?
Кстати, мой личный рекорд: я прочитала 2 тома за 2 дня, правда по диагонали и с пропуском всех баталий.
А вот Достоевского "Преступление и наказание" я дальше 5 предложений не осилила, хотя честно 5 раз пыталась, но так прочитать и не смогла.
И парадокс -читать я обожаю и читала с 4 лет взахлёб все книги, что у нас были дома и что были в библиотеке, мне приходилось их перечитывать по 2 раза, потому что по одному я их уже прочитала, и Скарлетт, Унесённые ветром, добралась до Дома и Вальтера, и про еврея Зюса.
Но сочинения для меня были пыткой, просто издевательством. Ну не было у меня фантазии и собственного мнения.
Но...приходилось выкручиваться и заимствовать "собственное мнение" у литературных критиков. Излюбленным критиком был Добролюбов и его "Луч в темном царстве". Мои сочинения в целом напоминали его монографии только на тетрадке значилась моя фамилия.
Лично моими, как принято говорить авторскими, были союзы и знаки препинания, ещё, может быть, междометия, но не факт, даже приведенные цитаты, это мысли писателей.
Вот так я и писала сочинения в старших классах: обложусь тремя критиками, готовыми написанными сочинениями, произведением, и ваяю сбор-солянку. А потом ещё на проверку давала маме, у неё с фантазией было хорошо и с собственным мнением тоже.
Один эпизод сочинения про Данко был потрясающим, когда мне объяснили смысл. Я честно списывала у критика, не помню какого, там так и было написано про Данко, когда он вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям: "Люди растоптали его фаллос любви на много маленьких кусочков/осколков (за давностью лет точно слово не вспомню). Когда мама прочитала это, она поперхнулась, потом объясняла мне, что значит это слово, и мы долго смеялись, утирая слёзы, представляя эту картину в реальности и если бы я так и сдала сочинение. Этот эпизод из сочинения пришлось исключить, к сожалению или к счастью.
У меня было прекрасно в школьные времена только с орфографией и пунктуацией.
А в средней школе мои сочинения так и вовсе напоминали справки-доклад: родился, учился, женился, умер или ещё короче родился-умер, всё.
А где полёт фантазии? Не было его, не было.
Я была очень ответственным ребёнком: меня школой можно было шантажировать. Скажи мне: " Ты не пойдёшь в школу, пока не съешь завтрак", - я ревела, давилась и ела, чтобы только в школу пойти. А сейчас? Да с радостью не пойдут и дома останутся.
С моими детьми, если они просто ходят в школу, уже великое достижение. И главный принцип - не спугни.
Закономерно, что самым любимым предметом была химия. А о химии, о химии в следующий раз.
#школа #сочинение по литературе #школьные сочинения #литературные критики #школьный предмет