Найти тему
efimpsychology

Каждый хочет быть хорошим парнем

Оглавление

Что такое интеллект и как его измерить

Ефим Гросман, https://efimpsychology.ru/

"Каждый хочет быть хорошим парнем", - такой фразой начинается руководство по интерпретации одного из известных тестов. Действительно, из всех близких наиболее важен и интересен нам "я любимый". Это вовсе не эгоцентризм, а нормальная, здоровая потребность в понимании себя и других, желание что-то изменить в себе, к чему-то (или кому-то) приспособиться… Молодая, но уже вполне почтенная наука психология вот уже 200 лет по мере сил пытается ответить на этот запрос. По правде говоря, большинство людей думает, что без всякой науки понимают других людей. Ну что же, так думать - это их право. Не наша задача – реабилитировать психологию. Мы, только, хотим заметить, что психология, как наука, пытается найти на эти вечные вопросы объективный ответ, буквально измерить, "прошкалировать" человеческие особенности и личностные качества – наши индивидуальные различия.

Сегодня мы начнем с измерения интеллекта.

Сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?

Одни из любимых застольных игр: "Мой начальник – дурак" или "Моя собака – самая умная на свете". В смысле интеллектуальных способностей не все просто (но более или менее понятно) даже по отношению к животным. Доказано, читайте, например, Конрада Лоренца, что животные способны к разумному поведению в ситуациях, когда инстинктивных ресурсов недостаточно. Скажем, крысы, гениально умеют находить выход из лабиринта и дадут здесь 100 очков вперед любой собаке. А лондонские синицы умеют воровать молоко из запечатанных бутылок. Животные обладают практическим интеллектом, который ощупью находит ответ на задачу. Маленькие дети, мало сознающие себя существа, также способны лишь к предметным действиям. Для 3-х летнего малыша два пластилиновых шарика, получившиеся после деления большого на две части, не равны начальному шару. Пройдет заметное время и несколько стадий развития, пока, как показал великий Жан Пиаже, ребенок приобретет абстрактный интеллект, то есть научится рассуждать не о вещах, а о символах и с помощью символов.

Вот об этой, специфически человеческой способности, единого мнения не существует. Грубо говоря, интеллект - это способность "добывать" и использовать знания. Основные его составляющие: способность воспринимать окружение, способность делать умозаключения, т.е. судить о событии и способность "производить" понятия – обобщать. Более точное и эвристичное определение из Encyclopedia of Britannica: "способность эффективно приспосабливаться к окружению, изменяя либо себя либо окружение, либо способность находить новое окружение". Один из недавних перечней способностей, характеризующих человеческий интеллект, составленный американцами Никерсоном, Перкинсоном и Смитом выглядит так:

  • · способность к классификации – способность разделять идентичные объекты на классы. Фундаментальная вещь для развития мышления и языка.
  • · способность к адаптивному изменению поведения – к научению. Животные могут адаптироваться, но не менять поведение.
  • · способность к дедуктивному мышлению – способность – способность делать логические умозаключения. Например: "Все подчиненные – бездельники", "Иванов – мой подчиненный", "Значит он – бездельник". Если ваш начальник способен к подобному умозаключению, значит он не настолько глуп, как кажется.
  • · способность к индуктивному мышлению – к обобщениям, т.е. способность выводить правила и принципы из конкретных примеров. Скажем, если Иванов не слишком трудолюбив, его сосед также не склонен упираться, то ваш начальник может подумать, что их общий приятель Сидоров также бездельник. Может это и не так, но такой вывод представляется "логичным".
  • · способность разрабатывать и использовать концептуальные модели. Или, говоря проще, способность использовать и создавать представления о мире, в котором мы живем, привлекая в том числе прошлый опыт. Если начальник зашел в свой кабинет в одном галстуке, а вышел в другом, то, скорее всего вы подумаете, что он просто его сменил, но вряд ли, что в его кабинете – филиал галантереи.
  • · способность понимать – способность видеть связи и отношения в задачах и умение их использовать в решении. Весьма очевидная, но самая "темная" вещь в изучении интеллекта.

В конце позапрошлого века эти положения не были еще сформулированы, но у психологов было сильное желание обосновать данное нам в ощущении и житейским опытом положение, что существует некий универсальный, врожденный фактор, отличающий умников от тупиц.

Сэр Френсис Гальтон – один из тех, кто положил начало тестированию, т.е. экспериментальной проверке этого положения (англ. test – "проба", "испытание"). Его основным инструментом служили тесты сенсорного различения, а гипотеза была незамысловата: чем больше информации о внешнем мире мы получаем и чем лучше улавливаем различия, тем "обширнее поле, на котором может действовать наш рассудок". Изначально, сэр Френсис, основатель евгеники - "науки" о расовой чистоте, хотел обосновать респектабельность высшего английского света. Естественно, что при такой постановке вопроса, леди выглядели предпочтительнее прачек, поскольку гораздо лучше улавливали различия в тоне свистка или, например, силу булавочного укола.

Собственно, сам термин Тест ввел в обращение американец Джемс Кеттел, ученик одного из корифеев психологии Вильгельма Вундта. Закончив диссертацию В Лейпциге и вернувшись в Штаты, он занялся активным распространением интеллектуальных тестов. Его основными "клиентами" были студенты колледжей. Вслед за Гальтоном Кеттел считал, что измерение интеллектуальных функций возможно через тестирование сенсорной избирательности и скорости реакции[1]. Были попытки измерения и более сложных функций, однако результаты были обескураживающее нестабильны.

В этот, критический для развития дифференциальной психологии момент революционную идею "выдал" француз Альфред Бине, утверждая, что сложные психические функции можно измерять не столь точно, поскольку индивидуальные различия там более заметны. Это был тот самый Бине, который вместе с коллегой Симоном нынче известен всем-всем как отец – основатель тестов интеллекта и автор понятия Коэффициент Интеллекта - вошедшего в западную культуру представления о "количестве ума".

На самом деле, все было прозаично: Бине в 1904 г. создал набор тестов-испытаний на внимание, память, сообразительность, эстетические чувства для комиссии Французской Академии образования, исследующей школьную успеваемость. Эвристичность его идеи в том, что вводилось понятие "умственный возраст" – среднестатистический возраст ребенка, успешно справляющегося с неким набором задач. Соответственно, ребенок мог быть "умнее своего возраста" или глупее и нуждаться в дополнительных занятиях, а не просто умным или глупым, что в некоторой степени снимало проблему субъективности и оценочности. А дальше его идею подхватил Льюис Термен из Стенфорда и, со свойственной американцами энергией развил ее, проведя исследования обоснованности результатов теста, и изменил форму расчета. Теперь она выглядит так: IQ = (умственный возраст/хронологический возраст)х 100%. Именно этот показатель носит название коэффициент интеллекта или Intelligence Quotient, а тест, его измеряющий Стенфорд-Бине Тест.

"Интеллект – это то, что измеряет тест IQ"

С тех пор миллионы людей стали "клиентами" тестирования интеллекта ". И, хотя IQ и теории, с ним связанные подверглись (и подвергаются) критике со всех сторон, он остается почти неизменным шаблоном, как платиновый метр в "Палате мер и весов", с которым сравниваются другие, во множестве расплодившиеся методики измерения интеллекта и отдельных способностей.

В стандартном (школьном) варианте тест IQ имеет возрастной порог – 22 года. Из многочисленных его модификаций, мы выбрали для вас вариант для взрослых Ганса Айзенка (найдите в сети), человека весьма неординарного, корифея дифференциальной психологии, больше известного в научных кругах в качестве автора одной из факторных теорий личности.

Прежде чем вы начнете, следует учесть следующие моменты:

  • · Интеллектуальные тесты – это форма отражения интеллекта, а не он "сам". Когда некие материалисты спрашивали Айзенка что такое интеллект, он отвечал: "Это неверный вопрос. Интеллект – это не "вещь", это понятие, такое же как понятие гравитации и теплота". Тем не менее, "понятие" можно измерить, сделав нехитрый трюк и приняв за интеллект результаты тестов на интеллект. Поэтому шутка критиков – "интеллект – это то, что измеряет тест IQ",- не так уж смешна, особенно если вас не приняли на работу, или вашего ребенка в гимназию по результатам теста.
  • · любой тест – это констатирующий, а не оценочный инструмент и предназначен для того, чтобы показать, что может человек в данный момент времени, а не почему выполнил тест именно так. Тест не сообщает о массе факторов развития, повлиявших на человека. Скорее он говорит о том, чем ему можно помочь. Корректная интерпретация выглядела бы примерно так: " Испытуемый А. по тесту N получил х баллов и по данному показателю находится в числе 20-25% наиболее успешно выполнивших в общенациональной выборке". Если же она похож на: "Такой человек, как вы обладает средними способностями и, скорее всего, вам не следует работать в банковской сфере",- то она необоснованна.
  • · в нашей культуре интеллект традиционно связывается со школьным обучением и вербальными способностями. Следует учитывать то, что IQизмеряет общий уровень способностей и, что 2 человека с одним и тем же IQмогут обладать разными способностями. Кроме того, стандартное отклонение IQ= 15. Это означает, что норма интеллекта по IQ = 85 ÷ 115
  • · эмпирическая валидность IQ, т.е. его способность измерять то, на что он претендует доказана на практике…

[1]Интересно, что сейчас примерно так же, разумеется на более высоком техническом уровне, определяют пригодность к профессии летчика.