Дети с ожирением часто имеют братьев и сестер с ожирением. Дети с ожирением вырастают во взрослых с ожирением. Взрослые с ожирением продолжают рожать детей с ожирением.
Детское ожирение связано с повышением риска ожирения во взрослом возрасте на 200–400%. Это неоспоримый факт.
Споры вращаются вокруг того, является ли эта тенденция генетической или экологической проблемой - классический спор о природе или о воспитании. Семьи имеют общие генетические характеристики, которые могут привести к ожирению. Однако ожирение стало повсеместным только с 1970-х годов. Наши гены не могли измениться за такое короткое время. Генетика может объяснить большую часть индивидуального риска ожирения, но не то, почему ожирением страдают целые группы людей. Тем не менее, семьи живут в одинаковых условиях, едят одинаковую пищу в одно и то же время. Семьи часто используют машины, живут в одном пространстве и подвергаются воздействию идентичных химических веществ, которые могут вызвать ожирение. Многие считают нынешнюю окружающую среду основной причиной ожирения.
Традиционные теории ожирения, основанные на калориях, возлагают вину на «токсичную» среду, которая поощряет прием пищи и ограничивает физические нагрузки. С 1970-х годов привычки питания и образа жизни значительно изменились, включая переход на диету с низким содержанием жиров и высоким содержанием углеводов, увеличением количества приема пищи в день, увеличением количества приемов пищи вне дома, увеличением доступности ресторанов быстрого питания, увеличение времени, проводимого в автомобилях, рост популярности видеоигр и увеличением размера порций. Перечисленные факторы могут способствовать развитию ожирения. Поэтому большинство современных теорий ожирения не учитывают важность генетических факторов, полагая, что потребление лишних калорий приводит к ожирению. В конце концов, еда и движение - это произвольное поведение с небольшим генетическим вкладом. Итак, какую именно роль генетика играет в ожирении человека?
Классический метод анализа: "природа" против "питания"
Для определения воздействия генетических факторов по сравнению с факторами окружающей среды анализируют приемные семьи.
Сравнивая усыновленных детей с биологическими и приемными родителями, можно оценить вклад окружающей среды и генетики.
Dr. Albert J. Stunkard провел несколько классических генетических исследований ожирения.
Данные о биологических родителях часто бывают неполными, конфиденциальными и труднодоступными для исследователей, но в Дании ведется относительно полный реестр усыновлений с информацией о родителях. Изучая выборку из 540 взрослых приемных детей из Дании, Dr. Stunkard сравнил их как с приемными, так и с биологическими родителями.
Если факторы окружающей среды наиболее важны, то усыновленные дети будут походить на своих приемных родителей. Если генетические факторы более важны то усыновленные дети будут напоминать своих биологических родителей.
Никакой связи между весом приемных родителей и приемных детей обнаружено не было. Были ли приемные родители худыми или толстыми, не имело никакого значения для окончательного веса приемного ребенка. Среда, созданная приемными родителями, в основном не имеет значения. Это открытие было большим шоком. Стандартные теории, основанные на калориях, обвиняют в ожирении факторы окружающей среды и поведения человека. Считается, что факторы окружающей среды, такие как пищевые привычки, фаст-фуд, нездоровая пища, потребление конфет, отсутствие физических упражнений, количество автомобилей имеют решающее значение для развития ожирения. Но на практике они не играют роли.
На самом деле у самых толстых приемных детей были самые худые приемные родители. Сравнение усыновленных детей с их биологическими родителями дало иной результат, в данном случае наблюдалась сильная корреляция между весом. Биологические родители почти не имели никаких отношений к воспитанию детей. И все же склонность к ожирению преследовала их, как утят. Когда забирали ребенка от тучных родителей и помещали в «худую» семью, ребенок все равно становился тучным.
Что происходило? Изучение однояйцевых близнецов, разлученных друг с другом, - еще одна классическая стратегия, позволяющая различать экологические и генетические факторы. Однояйцевые близнецы имеют идентичный генетический материал, а разнояйцовые близнецы имеют 25 процентов общих генов. В 1991 году Dr. Stunkard исследовал группы разнояйцовых и однояйцевых близнецов в обоих условиях раздельного и совместного воспитания. Сравнение веса могло бы определить влияние различных условий окружающей среды.
Результаты вызвали шок среди исследователей ожирения.
Примерно 70% ожирения вызваны семейными факторами.
70% склонности к полноте определяется вашими генами. В подавляющем большинстве случаев ожирение передается по наследству.
Однако сразу ясно, что наследственность не может быть средством, приведшим к эпидемии ожирения.
Заболеваемость ожирением на десятилетия оставалась относительно стабильной. Большая часть эпидемии ожирения проявилась в пределах одного поколения. Наши гены за это время не могли изменились.
Как мы можем объяснить это кажущееся противоречие?
ГИПОТЕЗА БЕРЕЖНОГО ГЕНА:
Первой попыткой объяснить генетическую основу ожирения была гипотеза экономного гена, которая стала популярной в 1970-х годах. Эта гипотеза предполагает, что все люди эволюционно предрасположены к увеличению веса как к механизму выживания. Аргумент звучит примерно так: во времена палеолита еды было мало, и ее было трудно достать.
Голод - один из самых сильных и основных человеческих инстинктов. Ген бережливости заставляет нас есть как можно больше, и эта генетическая предрасположенность к набору веса приводит к выживанию. Увеличение запасов жира в организме позволяет дольше выживать в период нехватки пищи или ее отсутствия. Те, кто стремился сжигать калории вместо того, чтобы хранить их, не могли выжить в конкурентной борьбе.
Однако ген бережливости плохо приспособлен к современному миру, поскольку он вызывает увеличение веса и ожирение. Но мы просто следуем нашему генетическому побуждению набирать жир. Подобно разлагающемуся арбузу, эта гипотеза на первый взгляд кажется вполне разумной. Прорежьте немного глубже, и вы найдете гнилую сердцевину.
Эту теорию уже давно перестали воспринимать всерьез. Тем не менее, она все еще упоминается в СМИ, поэтому требуют небольшого изучения. Самая очевидная проблема заключается в том, что выживание в природе зависит от того, чтобы у вас не было лишнего или недостаточного веса. Толстое животное медленнее и менее подвижно, чем его более стройные собратья. Хищники добывают и поедают более толстую, а не тощую добычу, которую легче поймать. Точно так же толстым хищникам будет гораздо труднее поймать тощую и быструю добычу.
Жирность тела не всегда дает преимущество в выживании, но вместо этого может быть значительным недостатком. Сколько раз вы видели толстую зебру или газель на канале National Geographic? А как насчет жирных львов и тигров? Предположение, что люди генетически предрасположены к перееданию, неверно.
Как гормональные сигналы голода, есть гормоны, которые говорят нам, когда мы сыты, и не дают нам переедать. Рассмотрим шведский стол с неограниченным выбором блюд. Невозможно просто есть и есть без остановки, потому что мы быстро «насыщаемся». Продолжение употребление пищи может вызвать тошноту и рвоту.
Генетической предрасположенности к перееданию нет.
Вместо этого есть мощная встроенная защита от него. Гипотеза гена бережливости предполагает, что хроническая нехватка продуктов питания предотвращала ожирение. Однако многие общества питались в изобилии круглый год. Например, tokelau, отдаленное племя в южной части Тихого океана, питалось кокосовыми орехами, хлебным плодом и рыбой, которые были доступны круглый год. Тем не менее, ожирение было неизвестно среди них до начала индустриализации и вестернизации их традиционной диеты. Даже в современной Северной Америке голод был редкостью со времен Великой депрессии. Однако рост ожирения произошел только с 1970-х годов. У диких животных патологическое ожирение встречается редко, даже при обильном питании, за исключением тех случаев, когда оно является нормальным жизненным циклом, как у животных, находящихся в спячке.
Обильная пища приводит к увеличению количества животных, а не к увеличению их размеров. Подумайте о крысах или тараканах. Когда пищи мало, популяции крыс не велики. Когда еды много, популяции крыс стремительно увеличивается. Крыс нормального размера гораздо больше, чем крыс с болезненным ожирением. Очень высокий процент жира в организме не дает преимущества для выживания. У мужчины-марафонца может быть от 5 до 11 процентов жира. Данное количество жира достаточно, чтобы прожить без еды более месяца. Некоторые животные регулярно откармливаются. Например, медведи обычно набирают вес перед спячкой. Однако люди не впадают в спячку. Есть важная разница между жиром и ожирением.
Ожирение - это состояние, которое может иметь пагубные последствия для здоровья. Медведи, наряду с моржами и другими крупными животными, толстые, но не тучные, поскольку не страдают от последствий. На самом деле они генетически запрограммированы на то, чтобы толстеть. У людей эволюция благоволит не ожирению, а скорее худобе.
Гипотеза экономичного гена не объясняет ожирение, но что?
В следующих статьях я расскажу про «Новую модель ожирения», первопричина ожирения - это сложный гормональный дисбаланс с высоким уровнем инсулина в крови в качестве его центральной особенности.
На гормональный фон ребенка влияет среда в организме матери до рождения, что создает тенденцию к высокому уровню инсулина и связанному с этим ожирению в более позднем возрасте. Объяснение ожирения как дисбаланса калорий просто не может объяснить этот преимущественно генетический эффект, поскольку еда и упражнения являются добровольными формами поведения. Ожирение как гормональный дисбаланс более эффективно объясняет этот генетический эффект. Но наследственные факторы определяют только 70 процентов наблюдаемой нами тенденции к ожирению. Остальные 30 процентов факторов находятся под нашим контролем, но что нам делать, чтобы извлечь из этого максимальную пользу? Диета и упражнения - это ответ?