Заголовок производит впечатление полного сюра? Ну так, яблочко от яблони. О чём пишу, такой и заголовок. Я вас сейчас плавно буду готовить к тому, что вы увидите. Кто-то лежит в колыбели (понятное дело, раз в колыбели, значит младенец). Вокруг него расположилось пятеро взрослых, двое из которых играют в карты, причём мечут их прямо на одеялко младенчика, который, если приглядеться внимательно, вовсе и не младенчик. Вздор продолжает крепчать
Ага, в названии есть слово аллегория. Значит на картине уже может быть изображено что угодно. Но всё-таки аллегории принято расшифровывать. Попробуем? Гугл? Лично я ничего особенно интересного, кроме перепевов названия, не нашёл (на сайте музея тоже смотрел). Впрочем, из меня плохой поисковик.
Параллельно можно попробовать напрячь свой мозг и попросить о помощи друзей. В конце концов, это просто легкая игра сознания.
Начнём с «младенца». Что бы это могло значить? Вообще-то Йоханнес ван Вейкерслут был замечен и в составлении политических аллегорий. Но тогда нам тяжело придётся (XVII век, всё-таки), тут без знатока не обойтись. Предлагаю пока ограничиться житейскими трактовками
1) Вся жизнь от рождения до старости
2) На самом деле это душа умершего
3) Некто взрослый, но невинный (или бесстрастный) как младенец. На нём картишки раскинули, а ему пофиг
Теперь игроки – про того, кто сверху, ничего особого сказать не могу. Он просто увлечен игрой и всё. Нижний более примечателен. Начнём с того, что нам неизвестно, мужчина это или женщина. Костюм вроде бы женский, но, я не настолько хорошо разбираюсь в костюмах XVII века. К тому же, некоторые источники указывают на то, что это юноша. Но самое примечательное не это, а то, что он, в отличие от первого игрока, абсолютно спокоен. У него есть козырь и этот козырь он демонстрирует нам – туз червей. Он уверен, что победа уже у него в кармане.
Остались ещё трое. Двое сверху, над колыбелью. Мужчина (тут нет сомнений), расположенный справа от верхнего игрока. Мне кажется, что он смотрит в карты и чего-то не понимает. А может быть уже догадался, что главный козырь на противоположной стороне. Ещё один – тот, что в тёмной шляпе и с почти незримым мечом (сливающимся с колонной) явно на стороне верхнего игрока. Посмотрите, как он кладёт свою руку ему на плечо. Так делают только сторонники и одобряющие.
Есть ещё одна фигура – загадочная, таинственная. Он притаился за алой спинкой кресла нижнего игрока и совершенно непонятна его роль во всей этой истории. За кого он? Кажется, он даже прикрыл свой правый глаз осколком зеркала.
В общем, с точки зрения житейской, я лично эту аллегорию не разгадал. И пришёл к выводу о том, что она всё-таки политическая. К тому же, как я уже говорил, за 11 лет до этого Йоханнес ван Вейкерслут представил такую вот аллегорию на вторжение Людовика XIV в его страну.
Здесь толкование аллегории общеизвестно. Представитель условного «третьего сословия» показывает олигарху рисунок, на котором галльский петух (сверху) пускает стрелы в голландского льва, а тот дремлет, «укрывшись» за дырявым заборчиком.
Так что младенец, проигранный в карты – это тоже скорее всего из области политики. Да и лицо его, я думаю, могло вызывать у современников вполне конкретные ассоциации.
А что думаете вы?