Если вам в принципе интересны рекомендации подобного рода, значит, скорее всего, вы - начинающий шкипер без большого опыта аренды яхт. Хочется подчеркнуть, что это личные рекомендации, основанные на личном опыте аренды.
Итак, первое: “Как искать яхту?” Ниже - мои личные приоритеты, расставленные опытом за 11 лет аренды парусных яхты и катамаранов:
1. Личные контакты.
2. Личный опыт взаимодействия с компанией как структурой.
3. Личные рекомендации.
4. Сравнительный анализ позиций на рынке (сколько лет присутствует, размер флота, отзывы и т.д.).
Окончательный выбор определяют еще два фактора:
- Наличие необходимой мне лодки либо необходимых мне условий аренды.
- Удобство взаимодействия с компанией (“скорость реакции”, коммуникационные навыки сотрудников, используемые каналы коммуникации и т.д.).
Личный опыт, личные контакты либо личные рекомендации других шкиперов
Как правило, “объект” рекомендации - не агрегатор или платформа, а некая конкретная чартерная компаний, владеющая яхтами. Пример: 10 лет назад мне рекомендовали Horizon Yacht Charter для аренды катамарана Lavezzi 40 на Антигуа (Карибы). Я воспользовался рекомендацией, меня все устроило - более того, я установил практически дружеские отношения с местными операторами компании на Антигуа (семейная пара из Великобритании). Через год я опять арендовал у них катамаран Lagoon 440 на Карибах - без каких-либо посредников, просто через практически “личную переписку” с уже хорошими знакомыми. Более того, я уже прекрасно знал весь их местный флот, потому что успел ознакомиться с ним во время первого чартера.
Если говорить о конкретных чартерных компаниях (а не агрегаторах), то на первом месте в моем личном списке стоит Dream Yacht Charter. Впервые я вышел на нее девять лет назад при аренде парусного катамарана Catana 47 в Тайланде через агрегатор boatbookins.com (просто на месте, оказалось, что я арендую яхту именно у них). Dream Yacht Charter - крупнейший игрок этого рынка, с огромным флотом собственных яхт по всему миру. За девять лет аренды лодок я также “заработал” приличную скидку на аренду как returning customer. Поэтому, как правило, поиск яхты для следующей поездки я начинаю с них.
В лидирующих позициях списка чартерных компаний с собственным флотом стоят Moorings и SunSail, но я никогда не арендовал яхты через эти компании и, если честно, даже не планирую из-за прилагаемой в обязательном порядке “яхтенной униформы”: все лодки флота этих компаний однотипны - “same make, same look, same feel, same producer”. В общем, тот же самый пионерский отряд советских времен, только “под парусом” (шутка). А если серьезно, любому шкиперу интересно пробовать разные яхты и катамараны от разных производителей: читать о них в яхтенных журналах, смотреть яхтенные видео, а потом в реальности стоять у их штурвала. И совершенно неинтересно выбирать из ограниченного набора “лодок в униформах” от ограниченного числа производителей, отобранных кем-то, скорее всего, исключительно из соображений “экономии на издержках”.
Плюсы компании Dream Yacht Charter:
- Размер - как говорил, это крупнейший игрок рынка, поэтому можно не опасаться, что он вдруг через полгода исчезнет вместе с вашей предоплатой.
- Большой современный флот яхт. У этой компании всегда есть в наличии самые современные яхты во всех регионах присутствия. Я несколько раз арендовал новейшие модели “этого года” и на месте оказывался первым или вторым арендатором лодки (например, Bali 4.0 и Oceanis 41.1 в Греции).
- Прозрачные универсальные стандарты - во всех смыслах, от процесса взаимодействия с клиентом, до физической сдачи лодки на базе. Ни один человек в компании не заинтересован лично, чтобы взять с вас больше денег, потому что он - “винтик в огромной системе”. Он просто следует процедурам, устанавливаемым системой. У маленьких частных операторов вы столкнетесь с перегибами - как в сторону излишней жесткости и даже “скупердяйства”, так и в сторону излишней “лояльности”.
- Как продолжение предыдущего пункта - прозрачность и универсальность финансовых процессов и условий чартера. Например, у всех баз компании одни и те же условия предоплаты, возврата средств, обязательно включаемых расходов, скидок и страховок. Я много лет подряд использую страховую опцию damage waiver (иногда также называемую deposit insurance) - она ограничивает сумму максимальных расходов на компенсацию ущерба лодке и оборудованию уровнем 400-500 Евро и снижает сумму возвращаемого депозита с 3000-4000 Евро (для новой лодки) до 300-400 Евро. Но, например, при аренде катамарана Lagoon 40 в Турции у другого оператора, на котором я шел шкипером (арендой занимался другой человек) оказалось, что местная чартерная компания опцию damage waiver не предлагает. Лично я бы прекратил общение с такой чартерной компаний на самом первом этапе согласований условий аренды.
Минусы:
- “Ничего личного”. Из-за большого размера у вас не получится установить долгосрочные личные отношения с клиентским менеджером - скорее всего, на следующий год вас встретит другой сотрудник “корпоративной армии”, старательно следующий корпоративным процедурам и стандартам.
- Более высокая цена аренды. Вы гарантированно найдете более дешевую аналогичную лодку через любого агрегатора. Но за это придется заплатить “непредсказуемостью” во всех смыслах: процесс аренды, процесс оплаты, процесс взаимодействия с агрегатором и потом базой, качество самой лодки, условия возврата средств, условия страховки и т.д.
- Медленный процесс взаимодействия. Из личного опыта, оператор может ответить через день, два и даже более - хотя иногда отвечают и в течение нескольких часов. Про живое общение через WhatsApp как с GlobeSailor можно только мечтать.
- Legacy IT systems - меня очень печалила отсталость как сайта, так и клиентской части CRM системы компании с crew list, sailing history и прочими формами. Это была система с интерфейсом эпохи Windows 3.0 на смеси английского и французского языков. К счастью, весной 2021 компания перешла на платформу NauSYS, и в плане интерфейса и IT системы все стало если не отлично, то уже заметно лучше.
Агрегаторы
Их очень много, и они продолжают появляться. Я лично имел опыт общения с двумя (Boatbookings.com и GlobeSailor.ru) - опишу именно его.
Boatbookings.com
Плюсы
- Один из старейших на рынке.
- Я воспользовался их услугами дважды. В целом все устроило. Соответственно, для меня лично это - проверенный контакт, а значит, часть неопределенности в части процесса взаимодействия с платформой и процесса оплаты устранены. Неопределенность связанную с конечной чартерной компаний (или “частником”) при аренде через агрегатора устранить невозможно.
Минусы
- Отсутствие поддержки на русском языке.
- Медленный процесс взаимодействия. Стандартное “время реакции” (в моем личном опыте) - день, два и более.
- Все минусы, связанные с неопределенностью в плане конечной чартерной компании или частного владельца яхты.
GlobeSailor
Опыта полноценной аренды через них у меня нет (Турцию “закрыли” на этапе оплаты лодки), но опыт взаимодействия есть.
Плюсы
- Полноценная поддержка на русском языке.
- Быстрое “время реакции”. Фактически в соответствии с современными стандартами - т.е. “почки мгновенное” через WhatsApp.
- Удобная система бронирования и оплаты прямо с сайта. На практике это выглядит как обычный онлайн-магазин: “положить яхту в корзину” = забронировать - оплатить (например пластиковой картой). Могу сказать, что многим известным чартерным компаниям и агрегатам до этого уже “базового стандарта сегодняшнего дня” еще идти и идти.
Минусы
- Несмотря на “онлайновость” клиентской поддержки, она “обедает, спит и имеет выходные дни”. Т.е. компания тут явно экономит - скорее всего, в ее штате еще мало людей и она не в состоянии предоставить настоящую поддержку в режиме “24/7”.
- Все минусы, связанные с неопределенностью в плане конечной чартерной компании или частного владельца яхты.
Другие агрегаторы
Как я уже говорил, их много и они продолжают появляться: достаточно просто набрать bareboat charter в Гугле, чтобы убедиться в этом: gotosailing.com, helm.yt, yachtbooker.com, clickandboat.com, bookingthesea.com, sailingeurope.com и еще много-много других. Предполагаю, через большинство из них можно смело арендовать лодки. Единственное, я бы ни в коем случае не ориентировался на степень активности в социальных сетях и на рекламных площадках как на показатель качества. Обычно все как раз наоборот - действует хорошо известный принцип adverse selection: меньше всего стоит доверять самым активно продвигаемым идеям, товарам, услугам и (в нашем случае) платформам. Только один пример: я очень часто получаю рассылки от компании boataround.com, а также вижу их достаточно качественные материалы в Instagram. Я никогда не арендовал лодки через эту платформу, но очень хорошо про нее знаю и был высокого мнения о них благодаря активности в социальных сетях. Но недавно, при общении с топ-менеджером аналогичной платформы услышал достаточно негативный отзыв, основанный на его личном общении с недовольными клиентами этой компании. Согласно мнению этого менеджера, яхтенная база данных boataround не является в полном смысле “онлайновой”. Клиенты бронируют “хорошую лодку по отличной цене”, но на более позднем этапе оказывается, что ее уже нет в наличии, и клиентам предлагаются другие “почти аналогичные” варианты. Я лично не могу подтвердить или опровергнуть озвученную информацию, но это старый маркетинговый прием, используемый при продаже самых разных товаров. Однако согласитесь, подобный подход - “прошлый век”, и использующие его компании очень скоро уйдут с рынка. Единственный вопрос, хотите ли вы лично за свои деньги тестировать агрегаторов на их честность и прозрачность и помогать рынку устранять недобросовестных игроков?
Поэтому еще раз повторю свою личную систему приоритетов при аренде яхты, в которой, прошу обратить внимание, “активность в социальных сетях и на рекламных площадках” отсутствует в принципе:
- Личные контакты.
- Личный опыт взаимодействия с компанией как организацией.
- Личные рекомендации.
- Сравнительный анализ позиций на рынке (сколько лет присутствует, размер флота, отзывы и т.д.).