Большая игра (см.статью) достигла максимума своего накала в Афганистане. Британцы со своего острова успели туда раньше русских – первая известная экспедиция прибыла в Афганистан в 1809 году – миссия знаменитого Маунтстюарта Эльфинстона проникла в страну в разгар очередной междоусобицы.
Разведчики пробыли в стране почти полгода, ознакомились с дорогами, представителями знатных родов, составили забавный сегодня перечень населяющих Афганистан народностей. С победителем междоусобицы, Шуджей уль-Мульком, Маунтстюарт Эльфинстон подписал договор, при этом умудрился заслать британского представителя и к его сопернику, Махмуд-шаху. Договор, в частности, предусматривал вступление Афганистана в войну с .. Францией, если французы попытаются проникнуть на индийские территории Ост-Индской компании.
Виткевич vs сэр Барнс и 30-тысячный корпус
Всё планомерно, всё по-английски. Не так проникали в Афганистан наши – первым и одним из самых знаменитых исследователей Афганистана стал… рядовой! За участие в анти-царских, антирусских организациях шляхтич Ян Виткевич был разжалован в солдаты и долго бы ещё служил рядовым в Орской крепости (за время солдатчины умудрился выучить фарси и неизвестное, увы, количество тюркских языков), если бы не попал в сопровождение к Гумбольдту.
В 1831-32 годах Виткевич уже портупей-прапорщик и выполняет различные разведывательные поручения коменданта Оренбурга среди волнующихся киргиз-кайсаков. Об этом человеке можно и нужно писать отдельно, но в 1836 году, Виткевич совершает странный вояж. Получив очередное назначение в киргиз-кайсацкие степи, он оказывается .. в Бухаре!
Хотел ли он таким путем бежать от «ужасов царизма» - теперь уже и не узнаешь. Однако «восток – дело тонкое», там всегда поинтересуются, какие силы за тобой стоят. В итоге Виткевич развил в Бухаре кипучую деятельность, перезнакомившись с английскими агентами и посланниками афганского эмира Дост-Мухаммеда. Последних он сопроводил в Оренбург.
Победителей не судят! И через год уже поручик Виткевич едет в Кабул специальным посланником. Он производит прекрасное впечатление на Дост-Мухаммеда и его сыновей и вельмож, но тут в Кабул прибывает специальная английская миссия во главе с А. Барнсом. Один человек с ограниченными ресурсами против подготовленной экспедиции.
О деталях и итоге первого дипломатического противостояния России и Англии подробно нужно читать – Н. Халфин «Возмездие ожидает в Джагдалаке», интересная повесть «Дипломатический агент» есть у Юлиана Семенова.
В научном исследовании Н. А. Халфина на ту же тему отмечается, что в связи с успехом переговоров Виткевича в английской прессе впервые было упомянуто о «русской угрозе» Индии.
Кауфман, Столетов vs Фредерик Робертс
«Победа» над Виткевичем англичанам ничего не дала: Барнс был убит, а приведенный разведанными им путями английский экспедиционный корпус получил народную войну («привет, моджахед!»), к которой англичане оказались совершенно не готовы. По итогу, все небольшие соединения британских войск были разгромлены, а основной корпус был осажден в военном лагере и с трудом добился права уйти в Индию.
Тогда западный мир впервые узнал названия некоторых афганских племён: дуррани, гильзаи, покрывшие себя славой «хайберцы» (памятные и советской армии племена, населяющие район Хайберского прохода). Так, из 16-ти тысячного отряда генерала Вильяма Эльфинстона (родственника разведчика Маунтстюарта) уцелел один человек.
Англичанам осталось довольствоваться тем, что хоть политические цели первого похода, несмотря на разгром войск, были достигнуты: с тех пор Афганистан надолго распался на самостоятельные ханства с номинальным эмиром в Кабуле.
Забавный факт: во время русско-турецкой войны сын Дост-Мухаммеда эмир Шир-Али даже – по ряду данных! - напал на английские владения, но был моментально разбит и бежал в русский Туркестан.
Русский Туркестан, точнее – образованное в 1867 году во главе с К. П. Кауфманом из Туркестанской области Оренбурга Туркестанское генерал-губернаторство, стало главной головной болью англичан надолго. В основном, из-за русского гостеприимства: дружелюбные отношения с Кабулом позволяли принимать афганских вельмож как в мирное, так и в неспокойное военное время. Особо почетными гостями были эмиры:
- Шир-Али хан, сын Дост-Мухаммеда;
- его основной соперник, Абдур-Рахман.
Оба укрывались в русских владениях после или во время конфликтов с Британией.
Любопытный факт: обе англо-афганских войны начинались после успеха российских дипломатических миссий в Кабуле.
Если в 1838 году Англия стала форсировать вторжение, когда весь афганский высший свет покорил никому неизвестный Виткевич, то в 1879 году ко двору эмира прибыл уже гостивший в Афганистане в 1860-ых, успевший прославиться на Шипке и вернувшийся в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора, героический генерал Н. Г. Столетов. Он гостил у английского ставленника Якуб-хана, а у нас уже гостил разгромленный на первом этапе войны сэром Ф. Робертсом Шир-Али.
Но не только – Шир-Али был почетным гостем ставки генерал-губернатора в Ташкенте, а в Самарканде навестил, оставивший воспоминания о русском гостеприимстве, соперник этого «царского рода Баракзаев» - хан Абдур-Рахман, которого Кауфман и Столетов оценили как более перспективного и приказали местному военному губернатору, генералу Абрамову, в «онлайн-режиме» снабжать разведданными. И не забывать хлеб-соль и берданки на весь конвой.
А, поскольку сопровождающий афганских властителей «конвой лучших воинов племён» это штука такая, постоянно меняющаяся, то берданок – супер-современного для региона оружия, - было роздано много.
Именно после миссии Столетова к Якуб-хану и начинается самый интересный этап второй англо-афганской войны:
- в отсутствие победителя-Робертса в Кандагаре восстает местный правитель Аюб-хан;
- испугавшийся неизвестно чего, бежит из Кабула к англичанам в Индию на «пенсион» Якуб-хан;
- оставшись без правителя кабульцы поднимают бунт;
- английская армия спешит навстречу Аюб-хану;
- Абдур-Рахман выезжает на охоту в приграничный регион.
Июль 1880
На юге страны, в битве при Майванде, Аюб-хан, потеряв около 2-3 тысяч бойцов, уничтожает более тысячи солдат из бригады сэра Бэрроуза (дата ранения доктора Ватсона). И в то же время Абдур-Рахман переходит границу на севере, вооружая туркменские и таджикские племена.
Англичанам ничего не остается, как вновь вызвать Робертса (тот деблокировал гарнизон Кандагара) и заключить с приближающимся к столице Абдур-Рахманом почётный мир, по которому тот был признан правителем всего Афганистана – тогда как по английским планам Афганистан следовало разделить на несколько самостоятельных государств. Зато победитель Аюб-хан не получил ничего.
Глядя из XXI столетия, пожалуй, можно и пожалеть, что не сбылись английские планы по созданию на месте Афганистана пяти-шести враждующих племенных государств. Но на тот момент Афганистан стал надёжным буфером между Российской и Британской империями.
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Илья Кулагин
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)