Найти тему

Как избежать штрафов от Роскомнадзора и что нужно знать размещая информацию на сайте

В настоящее время основной риск для бизнеса представляет Роскомнадзор, проводящий более тысячи проверок каждый год

Если раньше предпринимателя могли наказать в размере штрафа до 10  тысяч рублей, то с 1 июля ответственность может доходить до миллиона рублей.

Как это происходит на практике

Роскомнадзор присылает письмо, в котором указывает выявленные нарушения на сайте, связанные с неправомерной обработкой персональных данных.

Потом Роскомнадзор запрашивает большой список документов. И если проверка выявит нарушения, то Роскомнадзор может заблокировать сайт, наложить штрафы и в редких случаях даже приостановить деятельность компании.

Не ждите письмо от Роскомнадзора.

Чтобы избежать негативных последствий и штрафов, приведите свой сайт в соответствие с действующим законодательством.

Какие термины используют в законе

Оператор – любая организация, ИП и физическое лицо, которые обрабатывают персональные данные, например, собирает электронные адреса для рассылки.

Персональные данные – это любые данные о человеке, по которым его можно опознать. Точного перечисления в законе нет, но, например, если логин пользователя нам ни о чем не говорит, то электронная почта — это уже персональные данные.

Email

Телефон

Имя, фамилия, отчество (и по отдельности)

Адрес

Дата рождения

Фотография

Ссылка на персональный сайт и профиль в соцсетях

Неважно, используете ли вы эту информацию по отдельности или в сочетании — если вы как-то получаете ее от пользователей, вы — оператор персональных данных.

Если на вашем сайте есть любая форма сбора данных — обратной связи, подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.

Что делать с сайтом

Проверьте соответствие вашего сайта требованиям Закона № 152-ФЗ.

Какие условия надо проверить:

1. Хостинг и база данных с персональными данными должна располагаться на территории России.

Хранить персональные данные за пределами России запрещено по ст. 18 152-ФЗ. Если арендуете хранилище, узнайте, в какой стране расположены серверы.

Об этом прямо говорят данные проверок Роскомнадзора (снова LinkedIn) и закон № 242-ФЗ, который обязывает записывать, хранить, обновлять и извлекать персональные данные граждан РФ с использованием баз данных на территории России с 1 сентября 2015 года.

Это касается иностранных компаний с юрлицом в России и без него, а также российских компаний, которые пользуются иностранными хостинг-провайдерами, дата-центрами и облачными платформами.

Если вы не понимаете, где хранить данные и что делать, обратитесь с запросом в Роскомнадзор или Минкомсвязи. И возможно у вашего хостинг-провайдера есть готовые решения на такой случай.

2. Под каждой формой сбора данных, включая сбор email, разместить текст «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных». В тексте должна быть ссылка на документ — Пользовательское соглашение, договор или согласие на обработку персональных данных. Текст самого документа можно разместить на отдельной странице.

Какая информация должна быть в соглашении об обработке персональных данных:

Согласно ч.4 ст. 9 закона 152-ФЗ «О персональных данных» в соглашении обязательно должна быть следующая информация:

наименование или фамилия, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

цель обработки персональных данных;

перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

Также нужно указать информацию о том, как физическое лицо может отозвать свое согласие на обработку персональных данных (ч.2 ст. 9 152-ФЗ «О персональных данных»).

3. Разместить на сайте в общем доступе ссылку на документ — политику организации в отношении обработки персональных данных на сайте.

4. Показывать всем новым пользователям сайта предупреждение с текстом о том, что вы собираете метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта и, если он не хочет, чтобы эти его данные обрабатывались, то должен покинуть сайт.

5. Подать уведомление, чтобы внести организацию в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора.

Уведомление можно не подавать, если вы:

обрабатываете только данные работников и только для исполнения требований трудового законодательства (без передачи данных в банки, например, оформления зарплатного проекта);

обрабатываете данные, заключая договор с каждым клиентом и работником, и не передаете данные третьим лицам;

обрабатываете персональные данные только на бумажных носителях.

Другие исключения, когда уведомление в Роскомнадзор можно не подавать, содержатся во втором пункте статьи 22 закона 152-ФЗ.

Подтверждать статус оператора в Роскомнадзоре не нужно. Вы или ваша компания итак уже является оператором, если имеет доступ к персональным данным.

ЧТО ЕЩЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ — ЮРЛИЦО:

1. Назначить ответственных лиц и разработать пакет внутренних документов, регламентирующих процессы обработки и защиты персональных данных.

2. Правильно отрегулировать взаимодействие с физическими лицами, государственными органами и контрагентами. Это значит, вам нужно:

Подписать с сотрудниками обязательства о неразглашении персональных данных, согласие на обработку персональных данных и под роспись ознакомить их с внутренними документами по персональным данным.

Со всеми другими физическими лицами подписывать согласие на обработку персональных данных или добавлять пункты об обработке персональных данных в договоры, которые вы заключаете.

Заключать поручения на обработку персональных данных, если вы передаете кому-то данные физических лиц (например, рекламным агентствам).

Отвечать на запросы физических лиц по поводу обработки их персональных данных — не игнорировать, как часто делают.

3. Защитить персональные данные техническими и организационными мерами — антивирусными системами, средствами межсетевого экранирования, разграничить права доступа. Все это прописано в приказе ФСТЭК № 21.

КАКИЕ ШТРАФЫ ЖДУТ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА

Если в форме обратной связи нет ссылки на соглашение на обработку персональных данных, компания должна будет заплатить 50 000 рублей. Если на сайте нет политики конфиденциальности, ИП оштрафуют на 10 000 рублей, компанию — на 30 000 рублей.

Штрафы для ИП и ООО:

— Нет политики конфиденциальности: для ИП — от 5000 до 10 000 рублей, для ООО — от 15 000 до 30 000 рублей.

— Владелец сайта отказался сообщить пользователю, какие данные о нём собраны и с какой целью: для ИП — от 10 000 до 15 000 рублей, для ООО — от 20 000 до 40 000 рублей;

— Владелец сайта не удалил персональные данные по требованию пользователя: для ИП — от 10 000 до 20 000 рублей, для ООО — от 25 000 до 45 000 рублей

— Персональные данные оказались у третьих лиц: для ИП — от 10 000 до 20 000 рублей, для ООО — от 25 000 до 50 000 рублей.

— Обработка персональных данных противоречит целям сбора: для ИП — от 5 000 до 10 000, для ООО — от 30 000 до 50 000 рублей.

— Персональные данные обрабатывают без согласия посетителя сайта: для ИП — от 10 000 до 20 000 рублей, для ООО — от 15 000 до 75 000 рублей.

Владельцы сайтов, которые собирают персональные данные, обязаны уведомлять Роскомнадзор. За отсутствие уведомления штрафуют по ст. 19.7 КоАП РФ: ИП — на сумму до 500 рублей, ООО — до 5000 рублей.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗАЩИЩАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Брать согласие с посетителей сайта — недостаточно. Важно не передавать сведения третьим лицам и физически защитить их от утечки. Установите пароли к компьютерам и серверам, где храните информацию. Ограничьте к ним доступ своих сотрудников без необходимости. Бумажные документы храните в сейфе.

Если персональные данные стали известны кому-то ещё — это плохо. Пострадавший имеет право пойти в суд и потребовать компенсацию за моральный вред по ст. 24 152-ФЗ.

РОСКОМНАДЗОР НЕОБЯЗАТЕЛЬНО УВЕДОМЛЯТЬ, ТОЛЬКО ЕСЛИ:

1. Пользователи сами выкладывают свои данные в открытый доступ. Например, пишут ФИО и телефон на площадке для объявлений.

2. Пользователи отправляют только ФИО.

3. Вы получаете персональные данные только для исполнения конкретного договора с клиентом. Например, на сайте киносалона открыта онлайн-запись на платную встречу с режиссером. Посетитель оставляет имя, телефон и электронную почту. После мероприятия эти данные удаляются.

Рекомендации: лучше всё равно подстраховаться и отправить уведомление в Роскомнадзор, уведомление бесплатное.

Закажите правовой аудит Вашего сайта по телефону 8 995 672 99 46 или по электронной почте info@shmeleva-partners.ru.