История первая: в классе моего ребенка: постоянно создается кипиш в родительском чате. Один мальчик с первого класса задирается с другими детьми. И с мальчиками и с девочками. Видимо, в семье там отношения сложные и других примеров он не видит, поэтому может подойти и ударить кого-то , полазить в чужом портфеле, обозвать и так далее. Была даже история, когда он ударил одноклассницу стулом в нос и той оказывали медицинскую помощь. С ним постоянно были связаны какие-то истории и большинство из них в негативном ключе. Назовем этого мальчика Гусеничкин. И вот уже третий класс, дети стали старше и сначала по одному начали давать отпор, а теперь объединились и не так давно накостыляли "обидчику". Вроде бы как правильно сделали, все справедливо. Да только тут легко перейти ту самую грань, когда обидчик рискует стать жертвой. Например, жертвой травли, уже есть в эту сторону подвижки, так недавно этому Гусеничкину выкинул одноклассник телефон из класса с криками : "Уходи из нашего класса". Я по рассказам других родителей представляла, что там многотонный монстр, держащий в страхе округу. А потом спросила у своего сына что там за Гусеничкин, правда ли он настолько монстр? И в ответ: "Нет, мам, какой монстр, дурной просто. А так Гусеничкин самый маленький по росту в классе и худой, вечно какой-то ободранный ходит, если он раньше чаще задирался ко всем, то теперь его чаще бьют и часто ни за что". Вот так раз... Из родительского чата узнаю, что конфликты и "тёрки" в классе постоянно и часто связаны именно с этим ребенком и родители негодуют, что ах ах... он мешает учебному процессу, надо что-то делать... и т.д. и т.п. Но вот удивительное дело, дальше предложений собрать родительское собрание (вопрос , а что оно даст?) дело не идет. Чем поможет родительское собрание? Что придет толпа родителей и линчует мальчика? Или может родители мальчика придут и в лучших традициях толерастии встанут на одно колено с девизом на устах "Жизни одноклассников имеют значение"? Сильно сомневаюсь. Ничего это не даст, максимум- покудахтают мамы , но по факту ничего это не изменит. А изменит только если с классом будет разговаривать ( с каждым по отдельности) психолог. В школе таковой зверь имеется. Вот только к нему почему-то доступа нет. Хотя родители чата говорят, что в курсе ситуации и завучи и директор школы, но никаких движений в сторону оздоровления нездоровой обстановки в классе не делается. Странно, да? Есть в школе социальный педагог, есть психолог, а их не тревожат. Чего ждут? Когда вошедшие во вкус одноклассники Гусеничкину уши открутят? Судя по рассказам тех же родителей у этого ребенка не очень благополучная семья. Он может быть своими приставаниями внимания к себе ищет и не знает как по-другому это самое внимание привлечь? Родители других детей обращались к родителям мальчика, но те не реагируют, ну вот такие они. Я сама имела радость узнать какие, в магазине мой ребенок поздоровался к одноклассником, а потом пришел ко мне и пожаловался, что папа одноклассника на приветствие его ребенку ответил за своего моему сыну :"Заткнись". Я весьма удивилась наглости этого дегенерата и сказала сыну, покажи -ка мне этого супергероя, но того уже и след простыл. Конечно, я предупредила сына что ни с этим мальчиком ни с его дивным отцом общаться не следует, ничем хорошим это не закончится, а в случае конфликтов тут же сообщать мне. Если мозгов чудо-отца хватает лишь на то, чтобы сказать гадость чужому ребенку и быстренько смотаться, то я представляю, что он говорит своему сыну, с которым можно совсем не стесняться в выражениях.
И вот родители других детей все больше настроены к тому, чтобы Гусеничкина из класса как-то убрать. Мол, и учится неважно он, и проблемный. Ну да, это же проще взять и удалить. Только вот куда удалить непонятно. Новый класс для одного человека кто-то будет создавать? Нет. Единственный выход- работа с психологом, но она почему-то не проводится.
На мой вопрос об этом более информированные о ситуации в школе родители класса ответили, что психолог у нас недавно, с этого года только , новенькая, и еще у него есть руководство, пятым не самым легким, классом. Упс, удивительно. Я сильно отстала от жизни, психологи в качестве классного руководителя для меня что-то новое. А кто работу психолога выполнять будет? Зачем психолог в школе нужен если он не работает там по специальности и не может разобраться с давно тянущимся конфликтом? Месяц учебы прошел практически, а воз и ныне там.
Я думала это у нас в школе только так, ан нет. Оказывается и в других регионах не лучше.
История вторая: У моей приятельницы в Иркутской области был конфликт у ребенка с учителем. Учитель отказался принимать во внимание установленную у ребенка дислексию, справку о которой им выдали после обследования в Москве, типа ей какой-то там московский центр не указ, говорила детям из класса его оценки, а самому мальчику, что он просто ленивый и неумный, предложила пройти психолого-педагогическую комиссию, которая только выдает действенное для нее заключение, а остальные бумажки ее не волнуют.
А школьный психолог вмешалась только тогда, когда на этом буквально настояла мама мальчика, но по итогу оказалось, что с таким же успехом можно было бы вообще ни с кем не разговаривать, ну или поговорить с каким-нибудь сантехником Иваном Петровичем.
Психолог с большой буквы П, не разобравшись с ситуацией, начала буквально навешивать на ребенка чувство вины. Что это именно он виноват в конфликте, а не учитель тоже постаралась и фактически возглавила его травлю. Что мальчик сам слишком уж все близко к сердцу принимает и нервный какой-то. Ну сходили бы с мамой на комиссию, что тут такого?
Вот так вот, ребенок нервный, а не взрослый учитель его таковым сделал, публично озвучивая его оценки и показывая одноклассникам содержание его тетрадок. И психологу все равно, он и не знает видимо, или делает вид, что не знает, чем чреваты все эти комиссии.
Что такое ПМПК?
Расшифровка аббревиатуры такова "психолого-медико-педагогическая комиссия." Все наивные думают, что это панацея, это вроде бы как какое-то послабление для ребенка, что ему будут ставить оценки выше, чем заслуживал бы "нормальный" ребенок, как бы с оглядкой на его "диагноз", но на самом деле вовсе не так. В Московском центре дислексии маму предупредили, что комиссия это не особо хорошо, а почему, а потому что дислексия- это особенность развития мозга, а не диагноз, это не интеллектуальное нарушение, это состояние корректируется, межполушарное взаимодействие может быть улучшено (пусть и в течение долгого срока) путем тренировок и упражнений. А вот запись о том, что ты, милый мальчик, был на ПМПК будет с тобою всегда. Захочешь служить в ФСБ или например пойти в авиацию, а в медкарте отметочка. Как волчий билет.
Конечно , такое положение дел маму не устроило и она пошла к директору школы с вопросом: "А что это у вас такие странные психологи, что даже не пытаются разобраться в ситуации? А сразу выдают какие-то непонятные диагнозы? Почему ответственность за конфликт психолог возлагает на ребенка, которому 9 лет, а не на 50-летнеого якобы опытного педагога?" А директор школы ей на голубом глазу выдал: "Ну что вы хотите, у нас на такую смешную зарплату кто идет? Как правило идут те, у кого опыта нет"
Вот так, на примере этих двух таких разных ситуаций можно понять, что психолог в школе это как чемодан без ручки, нести неудобно, и толку от него особо нет, почти бесполезен, но выбросить жалко-ввели же должность, да и где-то должны же начинающие психологи практиковаться и набираться опыта, так почему бы не на детях? Не свои же... не жалко, чем не подопытные кролики?"