Центр спасения медвежат в Тверской области - особенное место, единственное в России. Об уникальной миссии семейной династии ученых-биологов Пажетновых можно было узнать благодаря просветительской деятельности Кольского научного центра. В один из сентябрьских дней апатитчане посетили организованную КНЦ встречу с сотрудником центра спасения медвежат Василием, внуком основателя центра Валентина Пажетнова.
Уникальная миссия
Центр спасения медвежат-сирот находится в деревне Бубоницы Торопецкого района Тверской области. Это единственное в стране место, где ежегодно выращивают и выпускают в дикую природу детенышей бурого медведя, оставшихся без матери. Новорожденные мишки весят всего полкилограмма и нуждаются в постоянной заботе, поэтому, осиротев, они не могут выжить самостоятельно. Сотрудники центра дают малышам шанс вырасти, подготавливают к самостоятельной жизни, выпускают в естественную среду обитания и следят за их адаптацией. Более чем за двадцать лет работы специалисты вернули в лес 228 косолапых.
Основал центр и разработал уникальную методику выращивания медвежат заслуженный эколог России, доктор биологических наук Валентин Пажетнов. Его книга «Мои друзья медведи» (12+) была переведена и переиздана в нескольких странах мира. Дело Валентина Сергеевича продолжают его сын, невестка и внук.
Внук Василий и рассказал жителям Апатитов об особенностях поведения и развития бурого медведя, об авторской методике подращивания осиротевших малышей и подготовке их к самостоятельной жизни в дикой природе, а также об охране и воспроизводстве видов медведя в нашем государстве и за рубежом.
Василий приехал с женой и двумя детишками в Хибины отдохнуть, друзья-ученые поспешили воспользоваться шансом и пригласили эксперта в местный лекторий.
Родовое гнездо
Первые эксперименты в области изучения диких медведей Валентин Пажетнов начал в 70-е годы, а в 90-е защитил докторскую диссертацию, сформировав авторскую методику выхаживания медвежат. В Бубоницы Валентин Сергеевич приехал в свое время для проведения научной работы, чтобы изучить поведение косолапых в местах, где есть прессинг человека в виде охоты или сельскохозяйственной деятельности, создание центра было следствием.
- Он настолько прикипел к этому месту, что собрал вокруг себя всех нас - детей, внуков, правнуков. Сегодня 14 внуков и 10 правнуков у дедушки с бабушкой, - пояснил Василий. - В Бубоницах теперь наше родовое гнездо. Не все мы работаем с медведями, но живем вместе.
Сейчас в центре на выхаживании 13 особей из разных регионов европейской части страны, здесь работают только с одним среднерусским подвидом - бурым медведем. Но методику Пажетнова используют в Индии, Южной Корее, Эстонии, на Дальнем Востоке - она подходит всем, кроме белого медведя. Центр спасения занимается изучением не только тех косолапых, что находятся в приюте, но и в дикой природе. В этом помогают и спутниковые ошейники, и фотоловушки, и датчики, которые устанавливают на уши усыпленным ненадолго животным.
Там же, в Бубоницах, располагается и созданная по инициативе Валентина Сергеевича его сыном Сергеем биостанция «Чистый лес» (6+). Она занимается экопросвещением - это лекции, экскурсии, работа с детьми.
- Наша задача заключается еще и в том, чтобы помочь населению решить проблемы с медведями, выезжают представители центра по запросу природных ведомств в другие регионы. Можем помочь посчитать численность зверя на территории, например, или вывезти медвежат, - подчеркнул лектор.
Главный раздражитель
Самое важное, что удалось понять исследователям: медведица не занимается научением своих четвероногих чад ни в какой сфере - ни в пищевом поведении, ни в другом. Она только защищает их и выкармливает молоком. Методика Пажетнова позволяет узнать много интересного об этом звере, находясь рядом с ним, чего в дикой природе мама-медведица никогда не позволит сделать.
В центр берут косолапых очень маленькими, они рождаются полукилограммовыми, как уже сказано. Если человек пройдет рядом с местом обитания, медведица встанет и уйдет, ведь человек - самый страшный раздражитель для этого зверя. Специальное оборудование зафиксировало, что косолапый даже в спячке, в берлоге, физиологически реагирует на приближение людей - например, начинает подниматься температура, которая у спящего зверя очень низкая, учащается дыхание. И все показатели сразу нормализуются, как только человек удаляется.
Так вот, если медведицу спугнуть, она бросит детенышей, и очень скоро они погибнут. По закону зверя из берлоги изымать нельзя, но у сотрудников центра есть такие полномочия, поэтому те, кто знает ситуацию, в подобных случаях обращаются к ним, и помощь приходит. Не всегда успевает, увы, но все же большой шанс имеется. Спасать или не спасать, зачем спасать - перед Пажетновыми такие вопросы не стоят. Это не обсуждается - жизнь зверя ценна.
- Мы не увеличиваем популяцию животных, мы только помогаем им обрести настоящую медвежью жизнь. Медведи в дикой природе живут недолго - 10-15 лет, и такого не произойдет, чтобы их стало слишком много. Переизбыток природа сама отрегулирует. А вот погубить популяцию человек может, и этого нельзя допустить, - пояснил позицию центра Василий Пажетнов.
Вырастить дикими
Методика Пажетновых позволяет вырастить медвежат дикими и отпустить их на втором году жизни в лес, не ориентированными на человека. Кстати, именно поэтому они не забирают животных, которые успели пообщаться с людьми, в том числе из контактных зоопарков. Такой медведь вновь пойдет к человеку, и кончится встреча трагически либо для одной из сторон, либо для обеих.
Василий показал фильм и фотографии, где можно было увидеть, как организована работа приюта, - контакт с сотрудниками здесь действительно почти исключен. Медвежат только специальным образом выпаивают из соски молоком, а затем люди уже не появляются в поле их зрения. Они всему учатся сами, как в природе, даже корм им поставляют частично, основную же часть добывают самостоятельно.
Реакция запечатления, так называемый импринтинг, происходит друг на друга, а не на человека - в тот момент, когда они впервые выходят из вольера. Так же формируется реакция следования. И это дает плоды. Скорость, с какой улепетывают медведи из клеток-перевозок, в которых их привозят на лесные опушки по окончании срока пребывания в приюте, впечатляет. В фильме эти кадры идут замедленно, иначе зритель мало что смог бы разглядеть - буквально пятки сверкают. Это свидетельствует о том, что реакция избегания человека сохранена, это очень важно, значит, зверь остался диким. Медвежат выпускают туда, откуда забрали первоначально. Сначала они будут держаться вместе, а на четвертом году жизни, став половозрелыми, разойдутся.
У каждого медведя есть своя территория, одному косолапому требуется в лесу полторы тысячи гектаров. Для Тверской области это так, у нас, в Мурманской, площадь может быть и больше с учетом ее «инаковости»: здесь есть горы, горнодобывающие предприятия, все это надо учитывать. Но в любом случае на одной территории не может обитать много медведей, они ищут свободную зону, сколько бы их ни расплодилось.
Опубликовано: Мурманский вестник от 22.09.2021