Как прихожанка одной из епархий Московского Патриархата в различиях украинских церквей разбиралась.
Я стала свидетельницей, как в монастырской лавке Киево-Печерской лавры (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата) женщина подала работнице записку и сообщила:
– Один человек из записки – прихожанин ПЦУ, можно так?
– К сожалению, нет.
Женщина вздохнула, взяла ручку и зачеркнула это имя.
На следующий день после посещения лавры я гуляла по городу и увидела храм. По карте в интернете было непонятно – наш или нет. Я зашла и увидела дежурного священника. Под благословение не пошла, вдруг раскольник.
– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, этот храм относится к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата?
– Можно и так сказать.
– В смысле?
– Ну, мы получили статус самостоятельной церкви.
– Понимаю. Но все равно не до конца.
– Как бы вам объяснить, мы относимся к той же структуре, что и лавра.
(мало ли лавр, думаю, может, есть еще какая-нибудь раскольничья)
– Предстоятеля вашего как зовут?
– Онуфрий.
И я выдохнула. А батюшка, наверное, таких назойливых еще встречал.
Потом мы разговорились, и он рассказал, что в Киеве есть УПЦ МП (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), ПЦУ (Православная Церковь Украины) с ее главой «митрополитом Епифанием (Думенко) и УПЦ КП (Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата) под управлением «патриарха» Филарета (Денисенко).
И большинство украинцев, оказывается, никакой разницы между этими церквями не видят. Захожане так и остались захожанами: им все равно где подавать записки на литургии, все равно где молиться и даже все равно где принимать «разовые» таинства. Действуют они по принципу – где ближе, там и покрестим/повенчаем. Есть, конечно, такие прихожане ПЦУ и КП, которые никогда в храмы УПЦ МП не пойдут, потому что считают их пророссийскими или какими-то неправильными и потому что их «священноначалие», вероятно, в наши храмы ходить не благословляет. Но по избитой статистике, которая не меняется годами, практикующих прихожан (входящих в любую украинскую юрисдикцию), которые регулярно ходят в храмы и живут активной церковной жизнью – не больше 3%. Хорошо, округлим до 5%. То есть 95% тех, кто считает себя православными, в церковь-то особо и не ходят. Поэтому им и все равно где ставить свечку, куда идти за крещенской водой или освящать куличи…
Как получилось, что в Украине такая проблема с церквями? В 1990 году, когда умер патриарх Пимен (Извеков), местоблюстителем стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Он был самой очевидной кандидатурой на патриарший престол – с 1966 года на Киевской кафедре, известная и деятельная личность… Но патриархом был избран митрополит Алексий (Ридигер). Почти сразу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви преобразовал Украинский экзархат в Украинскую Православную Церковь, предоставив ей независимость и самостоятельность. Но Филарету этого было мало, и в 1992 году он был извержен из сана и анафематствован (отлучен) Русской Церковью за объединение с раскольничьей Украинской апостольской православной церковью. В 1995 году Филарета «избрали» патриархом Киевским, которым он официально являлся до 14 мая 2019 года, а неофицииально является им до сих пор.
5 декабря 2018 года на Объединительном соборе, организованным Константинопольским Патриархатом, митрополит Епифаний (Думенко) (рукоположенный уже анафематствованным Филаретом), был избран главой новообразованной Православной церкви Украины (ПЦУ), в которую вошли УПЦ КП и другая раскольничья структура УАПЦ (Украинская Автокефальная Православная Церковь). И вроде как все приходы всех юрисдикций (кроме УПЦ МП) перешли в его подчинение, а главы этих «церквей», включая Филарета, стали подчиняться Епифанию,
Но.
Зашла я в патриарший Владимирский кафедральный собор. А в лавке большие календари – как у нас – только вместо патриарха Кирилла Филарет, книги о «предстоятеле патриархе Филарете». Сразу стало понятно, что «патриарх» никуда не ушел, и продолжает себя таковым считать, оставив, вероятно, себе храм в центре Киева. Подчиняется ли Филарет Епифанию на самом деле – тайна, покрытая мраком.
В соборе было очень много людей, не смотря на то, что службы не было. Люди молились перед иконами, ставили свечи, писали записки… Такую же картину я увидела в Михайловском соборе одноименного мужского монастыря, являющимся главным собором ПЦУ.
И все вроде так: мощи (например, во Владимирском соборе почивают мощи в раках великомученицы Варвары и святителя Макария, митрополита Киевского), иконы, храмовое убранство, священники, монахи, семинария с академией даже свои… А все равно не то.
В Украине происходят постоянные споры, что, мол, православная церковь теперь объединенная, и все равно к кому ходить, потому что все одно…
Что несколько Поместных Церквей признали ПЦУ… Сложно это все, тут и политика замешана, и желание Константинопольского Патриарха получить бОльшую власть… Я как сторонний наблюдатель могу сказать только одно: на богослужения и таинства – только в УПЦ МП. И даже если спустя годы все придут к консенсусу, присоединят раскольников к Церкви через покаяние в сущем сане (то есть бывшие епископы-раскольники останутся епископами, священники – священниками), нынешний цирк так и останется цирком, под каким бы соусом он не вошел в историю.
#упцмп #киевскийпатриархат #православие #украина #православиевукраине #патриарх