Север Пермского края с каждым годом привлекает всё больше путешественников, туристов, охотников и рыбаков. Одних вдохновляет поэзия старинных чердынских храмов, восхищает первозданная красота и величие природы, других больше интересуют дары бескрайних лесов и студёных рек. Неслучайно, северные уральские земли, центром которых была Чердынь, в прошлом называли Пермь Великая… На днях, как первый снег осенью, нас позвали в окрестности Перми Великой в Чердынь на «тихую охоту», чтобы отдохнуть и белых грибочков кузовок собрать. Друзья давно хвастают, что за грибами ездят за 300 км в северные боры, где настоящие белые крепыши родятся. Land Cruiser специально для «охоты» купили...
Хозяин внедорожника по телефону рассказал, что поедем до Губдора, потом на Чердынь и, возможно, доберёмся до села Бондюг. На меня слово Бондюг подействовало как мулета на молодого бычка, и я, не раздумывая, согласился, потому что на этом участке много красивых мест и интереснейших исторических объектов... Ехали с ветерком, у Губдора свернули с трассы. К моему удивлению, оказалось, что здесь за грибами по лесу не ходят, а ездят на машинах. В заповедно-дремучем бору с белым мхом вместо тропинок – многочисленные следы от протекторов автомобильных шин. Было сложно найти место для съёмки, чтобы фотография передавала нетронутость и дикость местности...
Быстро выяснилось, что грибов в лесу практически нет. Я не расстроился, потому что с собой взял не ножи и корзинки, а Canon и DJI Air 2S, с которыми и таскался по лесу, периодически фотографируя и запуская квадрик... Так получилось, что нашим шофёром был доктор наук, профессор. В отличие от простых смертных, учёные – люди дотошные, и любят по несколько раз проверять очевидное, чтобы достичь поставленной цели... Мы ехали в Бондюг, при этом постоянно сворачивали в лес. Даже я нашёл под сосной свой подосиновик. Ещё выяснилось, что дорога на Бондюг, которую по просьбе губернатора постоянно ремонтируют, находится в ужаснейшем состоянии... Собрав ведро грибов и не доехав до Бондюга 14 км, сославшись на заканчивающийся бензин, профессор убедил нас повернуть обратно... Смеркалось...
Дома на одной из фотографий слева внизу я заметил среди лесов чудом попавшую в кадр церковь, как в Кушмангорте, который, насколько мне было известно, расположен на Каме. Я стал изучать информацию и выяснил, что есть посёлок Кушмангорт за Кольчугом на Каме и урочище Кушмангорт по дороге на Бондюг. На вопрос, – почему названия одинаковые, – работники Чердыского музея ответить не смогли... Посёлок Кушмангорт появился в 20 веке при колонии. Кушмангортский лагерный пункт, давший начало ФБУ ОИК-19 ГУФСИН России по Пермскому краю, образован в составе Усольского ИТЛ НКВД СССР приказом № 408 от 31 августа 1941 года. В просторечье колонию называли Кушман. От посёлка при колонии на север шла Пильвенская узкоколейная железная дорога...
Урочище Кушмангорт – родник с целебной водой и разрушенная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, которую я случайно заснял с воздуха, – это всё, что осталось от старинного села, основанного в 17 веке. Село при ключе располагалось в 15 верстах от Чердыни близь реки Лызовки на Чердынско-Бондюжском земском тракте. С местных наречий слово «кушман» можно перевести, как редька, а «горт» – дом. Каменный храм был сооружён в 1779 году. Приход, по данным на 1804 год, состоял из 118 дворов. Жители села занимались поставкой дров на соляные промыслы Соликамского уезда. На речке Лызовке была мельница, а в ста саженях от села находились ямы, которые местные жители называли Чудскими...
Чудак с вершины Пармы из Пармайлово… (26 фото) https://zen.yandex.ru/media/au3142/chudak-s-vershiny-parmy-iz-parmailovo-612dee97841c166c12fb23b2