Carum est, quod rarum est. — Ценно то, что редко.
Нехристь снял очки-бинокуляры с подсветкой и протер глаза: на сегодня — хватит.
Он навел порядок на рабочем месте и размял пальцы: тактильная связь подушечек пальцев с серебряным кружком монеты исчезла.
Нехристь еще раз взглянул на монету, не доведенную до конечной стадии гравировки — контуры изображения стали заметно более четкими, мелкие детали изображения добавятся в последнюю очередь.
То, чем он занимался в тиши своей однокомнатной квартиры, Нехристь для себя определил следующим образом — РЕСТАВРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИОННЫХ МОНЕТ.
Его тайное занятие было для него не просто способом обеспечить себе солидный и не облагаемый налогом доход — Нехристя завораживал сам процесс гравировки монет: то, КАК по знакомым, ещё неясным контурам на стертой монете восстанавливается знакомое очертание профиля Самодержца/Самодержицы, КАК под воздействием лезвия штихеля приобретает свою четкость каждое пёрышко двуглавого орла.
- «Многое способно возродиться из того, что уже умерло», — так писал римлянин Квинт Гораций Флакк в 1 веке до н.э., сборник афоризмов которого Нехристь часто брал в руки.
С тех пор, как Нехристь завис в нумизматике, он научился отличать почерк работы монетных гравёров, работавших в России в начале XVIII века: француз Соломон Гуэн и саксонец Герхард Гаупт, русские гравёры Фёдор Подоруй, Федор Медынцев, Осип Калашников и Лукьян Дмитриев были для него образцами стилей, которые он не спутал бы и без бинокуляров.
Нехристь знал — в реальной жизни мастера штемпельного дела отнюдь не всегда были образцами для подражания: так Осип Калашников был схвачен при попытке вынести с монетного двора штемпельную оснастку — вероятно, с целью подпольного изготовления монет, и спас его от смерти только талант гравёра, которому нашли применение в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, где Калашников — под неусыпным контролем — ещё в течении 20 лет резал штемпеля в плохо освещённом помещении, пока не ослеп.
Что до остальных монетных гравёров, так их просто могли не поймать — ни при попытке выноса инструментов с монетного двора, ни при подпольной чеканке монет.
- «Нет никого без пороков: тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше» — Квинт Гораций Флакк.
Историю монетной чеканки Нехристь изучал по образцам работы граверов: во все времена граверы копировали работы своих предшественников, и среди тех, кто делал это искусно, были такие, чьи имена вошли в историю.
В отличие от Осипа Калашникова, эти люди подделывали НЕ современные им ходячие монеты — они копировали именно СТАРИННЫЕ МОНЕТЫ, чаще всего — монеты Древней Греции и Древнего Рима.
Из интернета Нехристю были известны работы граверов, которые прославились копированием античных монет, часто успешно выдавая их за подлинные:
- последователи гравёра из итальянской Падуи Giovanni da Cavino — так называемые “after Cavino”; — 👇
- итальянец Luigi Cigoi;
- гравер с острова Сирос, известный под именем Caprara;
- гравер с острова Кипр Constantinе Christodoulos;
- и тот, кому сам Нехристь стремился подражать — немец из Мангейма Carl Wilhelm Becker.
Именно у Беккера он позаимствовал идею ускоренного старения монет. — 👇
Нехристь посмотрел на свою старенькую стиралку, в которой он в режиме «полоскание» ушатывал монеты после гравировки: если Беккер привязывал ящик с отчеканенными им монетами вместе с экскрементами животных к рессорам своей коляски, то Нехристь использовал бытовую технику XXI века, а вместо экскрементов животных брал патентованные химреактивы XXI века.
А ещё у Беккера Нехристь учился искусству изображения профилей царственных особ.
При изображении профилей монархов от гравёра требуется обеспечить портретное сходство с оригиналом, но этого недостаточно.
На монетах Беккера правители-мужчины выглядели мужественными.
Женщины-правительницы на его монетах были красавицами — возможно, в ущерб правдивости.
Но есть нечто, что для монетного гравёра важнее правдивости:
и мужчины, и женщины на монетах Беккера имели царственный вид, ведь именно такими хотели предстать монархи — во все времена ! — перед своими подданными
Прямая осанка, волевой подбородок, пронзительный взгляд — вот что принципиально важно при переложении облика правителя/правительницы на монету: облик доброго монарха уместен на семейном портрете, но не на монете государственной чеканки.
Наработки своих предшественники с античными монетами Нехристь использовал в работе с российскими монетами XVIII века, которые обладали для него какой-то особой притягательностью: российские монеты ему хотелось «повторять» — именно это слово Нехристь определил для себя как ключевое.
То, что такое «повторение» является нечестным по отношению к нумизматам, которые платили за его работу как за оригиналы, его не смущало — тем более, что любимый им римлянин К.Гораций Флакк оставил потомкам из далекого 1 века до н.э. следующее напутствие:
- «Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом».
😕
Мастерство гравёра, копирующего оригинальный облик монеты, было для Нехристя сродни искусству реставратора, воссоздающего исторический артефакт в его первоначальном виде:
«Вы хотите обладать старинной монетой, которую уже никогда не отчеканят ? — Вот вам такая монета, и если вы не способны увидеть, чем же она отличается от оригинала — вы счастливы !
А делает вас счастливыми тот, кто сумел сравняться своим мастерством с мастерством монетных граверов XVIII века !»
- «Всякий вправе творить по-своему», — писал Квинт Гораций Флакк.
Но этичен ли в нумизматике подобный modus operandi (образ действия) ?
На этот вопрос Нехристь тоже нашёл ответ среди афоризмов великого римлянина:
- «Пусть бог не вмешивается» — Квинт Гораций Флакк.
Нехристь принял этот modus operandi — потому и взял для себя это имя.
☹️
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
Комменты — приветствую.
За репосты — отдельное спасибо каждому.
👌
НАЧАЛО — История про Димона, Кэт-кошку и Нехристя —👇