Найти тему
Искры

Зэки в собственном соку. История группы Hot Zeх, рассказанная от первого лица

Оглавление

Интервью с Владимиром Комаровым — то ли серым кардиналом, то ли тихим ангелом, то ли тайным стержнем новосибирского рок-н-ролла 2000-х. Как так потихоньку петь и немного играть, чтобы получить контракт с EMI? Нью-Йорк — земля обетованная для москвичей нулевых, выросших на английском звуке :)

Фото из официального аккаунта Punk TV на liveinternet.ru
Фото из официального аккаунта Punk TV на liveinternet.ru

— Со школой мне очень повезло: № 10 с углублённым изучением английского языка. Но повезло ещё и со временем. Когда мы перешли в 10-й класс, началась такая игра во взрослую жизнь, как раз под конец перестройки. Везде была свобода, но никто не знал, в чём она проявляется. Я воспринял её по-своему, понял, что надо собирать панк-коллектив.

— Стиль определял возраст?

— Нет, я музыку слушал и раньше. Но когда я услышал Dead Kennedys, то был абсолютно потрясён — я понимал, что они очень быстро играют, но если попробовать чуть помедленнее, то, может быть, и мы сможем так же, а потом, возможно, ускоримся… Ведь пытаться подражать, допустим, Led Zeppelin просто бессмысленно.

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

— Насколько глубоко закапывался в английский и насколько хорошо владел инструментом на тот момент?

— Я тебя разочарую. Я не закапывался в английский и ничем не владел. В этом, может быть, фундаментальное отличие русского рока от нерусского. Американцы — в той среде, где я сейчас живу — вообще не вникают, о чём люди поют. К тому же там часто смысл лежит на самой поверхности, тем более что в последнее время больше говорят, чем поют — а это уже совсем другой жанр. Это первое. Во-вторых, перестроечные русскороковые монстры начисто отбили желание вслушиваться и вникать во все эти смысловые глубины.

— Одним словом, русский для собственного творчества не подходил?

— Не подходил. И мне очень понравились английские шугейзовые группы, которые пели еле слышно.

— Четверть века хотел задать тебе этот каверзный вопрос. Володя, о чём твои песни?

— Это вопрос серьёзный и не такой простой даже для меня самого. Наверное, о любви, собственном мировосприятии, об ощущении себя в каком-то конкретном моменте жизни… Но это не на 100 процентов очевидно даже для меня…

— Кто вошёл в группу?

— Мне почему ещё повезло учиться в «десятке»: в сентябре 1991-го в моём классе было 20 девочек и пять мальчиков. Так вот, те пять мальчиков и стали группой.

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

— Девушек определили в зрители?

— Ну что ты, мы отрицали зрителей!.. Нам повезло — к нашей группе очень хорошо относились в школе. Наверное, не знали, что с нами делать. Нам выделили какие-то гитары из Дома пионеров, отдали будку киномеханика. И мы там на два года закрылись.

— Как называлась группа?

— Первое наше название сейчас было бы наимоднейшим. Группа называлась «Ремонт обуви». Были такие будочки, в которых работали сапожники. На этих будочках крепили деревянные таблички с надписью «Ремонт обуви». Мы же были молодые эпатирующие панк-рокеры — кто-то принёс эту табличку на репетицию, не знаю зачем. И пару дней мы себя ощущали под этим названием вполне комфортно. А потом появилось название Hot Zex. Причём много предположений, откуда. Я помню, что мы с моим одноклассником и другом Володей Шибановым много иронизировали по поводу только что появившихся в продаже хот-догов.

И мы начали представлять, что внутри вместо сосисок — люди. А какие люди? Конечно, заключённые. И как-то это привело к появлению названия. Хотя я слышал и другие варианты. Расшифровка «Горячий цех», например, мне очень нравится — индустриально! Более того, и написание было другим, первоначальное Zecks мы позже сократили до Zex.

— В какой момент люди принимают решение остаться в бедламе? Все мы в каком-то смысле играли в группах в детстве. Даже те, у кого получалось, в основном ушли в обычную жизнь.

— Я остался странным образом. В то время в Новосибирске 9 мая проходил финал городской эстафеты. А у школы № 10 была одна из самых сильных беговых команд. Постепенно ребята завязывали с бегом, но я продолжал упорно ходить, правда, без особого желания. Помню, что я бежал последний этап этой эстафеты — знаешь, с таким эффектным выбеганием на площадь. Я бежал за вторую команду школы, которая тоже претендовала на призы. Было очевидно, что в последнем классе я перейду в первую, а круче этого не было ничего.

Когда мне передали эстафетную палочку, метрах в пяти от меня бежал парень — я понимал, что он меня не обгонит, понимал это на все сто. Но тут из толпы выскакивает какой-то товарищ — мы сталкиваемся, я падаю, роняю палочку. Пока встал, пока вошёл в ритм… В итоге прибежал четвёртым. И весь наш тренерский штаб, который пропустил столкновение, но видел мой плохой финиш, горячо меня порицал. И я был так раздосадован, что тут же принял решение больше на тренировки не ходить, а вместо этого целиком посвятить себя заседаниям в нашей кинобудке. Тогда мы как раз начали что-то записывать.

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

— Родители были в ужасе?

— Родители меня всегда поддерживали. Мама настаивала, чтобы я играл на скрипке. Когда я проходил собеседование при поступлении в музыкальную школу, мама мне подсказывала: «Скажи, что хочешь играть на скрипке». А фортепиано у нас не было. Но были странные двухоктавные клавиши «Малыш» — я, кстати, мечтаю снова их купить. И вот педагоги меня спрашивают: «На чём, мальчик, хочешь играть?», хотя прекрасно знают ответ. А я им говорю: «На фортепиано!» Меня спрашивают: «Почему?!» — «Потому что каждый вечер, когда я ложусь спать, я беру его в кровать!»

Но времена менялись, и мне повезло — преподаватели 1-й музыкальной школы, тайные поклонники джаза, открыли джазовый факультет, куда я быстренько перескочил лет в двенадцать.

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

— И какими были успехи?

— Мне очень нравилась импровизация, но совершенно не хотелось ничего разучивать. И потом я понял, что могу просто подглядывать за преподавателем, который всё тебе показывает, запоминать и повторять. И до сих пор я что-то помню: Satin Doll Эллингтона, какие-то буги-вуги Оскара Питерсона...

Мой преподаватель Эдуард Гершкович быстро смекнул, что из меня не получится большого пианиста, поэтому мы просто сидели с ним и импровизировали. И когда я закончил музшколу, то к клавишам не прикасался лет десять точно.

— Всё же не удержался!

— Да, на рижской студии, когда мы записывали альбом с Punk TV, и там стоял настоящий Fender Rhodes Piano. Причём чуть ли не группой Mercury Rev забытый. Я сел за него — и меня уже было не оттащить.

Фото Rockheim, flikr.com
Фото Rockheim, flikr.com

— Родители не только подталкивали к дополнительному музыкальному образованию, но и непосредственно влияли на вкусы — привозили пластинки, так?

— Не пластинки. Моя мама побывала в круизе вокруг Японских островов и привезла мне оттуда магнитофон.

— Как она оказалась на островах?

— Купила турпоездку в 1982 году. Дело в том, что мой дедушка был директором новосибирского подразделения «Интуриста»… Она привезла кассетный магнитофон и кассеты — The Beatles, ранние Rolling Stones и ещё таинственную кассету «Звёзды дискотек 45», какой-то дискомикс The Beatles, Shocking Blue и прочих 60-х — дичь редкостная. Потом меня очень сильно впечатлила группа Depeche Mode, особенно их чёрно-белый видеосборник Strange, снятый Антоном Корбайном на камеру Super-8 во второй половине 80-х. Это было уже что-то принципиально другое. А потом я услышал The Cure, пластинку Disintegration, и помню, что сильно заболел после первого прослушивания… гриппом :) Ну а потом Stone Roses…

Владимир Комаров и Иан Браун – фронтмен группы The Stone Roses
Владимир Комаров и Иан Браун – фронтмен группы The Stone Roses

— Вкусы спорные для советского человека, а вот устремления — верные. Научная работа, стажировки за границей, серьёзные публикации… Зачем всё это было нужно студенту — выпускнику пединститута?

— Время такое было… Работы не найти, «правильные» идеалы отменили — какие-то «малиновые пиджаки» и бляди кругом, совершенно не ясно было, что делать дальше… Наверное, занятия музыкой без каких-либо шансов на успех были побегом от реальности.

— Что, кстати, было написано в дипломе, выданном в 1998 году?

— Учитель истории и истории мировой культуры.

Можно сказать, что я попал в медийную западню — ТВ убедило меня в том, что я музыкант :) Нужно понимать, что в то время никаких постоянных концертных площадок или клубов в Новосибирске не существовало. Первым серьёзным концертом в моей жизни стало выступление с группой «Йод» 8 мая 1993-го в ДК Химкомбината — Володя Шибанов и я в качестве басиста пришли на помощь лидеру «Йода» Андрею Калите и подменили его музыкантов, ушедших в это время в армию.

Это была настоящая сцена, с комбиками, мониторами и очень громким звуком в зале. Что со всем этим делать, было непонятно — и, видимо, не только нам, но и местным саунд-инженерам: звук упрямо не хотел настраиваться
вообще, постоянно что-то фонило… Но в целом вышло очень круто. Концерт этот был записан на кассету и потом прослушан миллион раз — мы не могли поверить, что местами звучали по-настоящему!

Выступление Hot Zex в клубе «888». Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Выступление Hot Zex в клубе «888». Фото предоставлено Владимиром Комаровым

— Следующее мероприятие состоялось в том же году 3 декабря — это был вошедший в историю фестиваль «Рок против СПИДа». Наверное, это был первый концерт, на котором была широко представлена наша городская андерграундная тусовка. И заявлено появление новой, свежей и модной волны — отличной от хиппарей, металлистов и ортодоксальных сибирских панков. Мы дали понять, что слушаем западную инди-сцену (индастриал, нойз-рок, шугейз), ориентируемся на неё и будем делать всё по-своему, по-новому.

Хедлайнерами были, конечно же, наши флагманы Nuclear Losь, наделавший много шума полугодом ранее «Йод» (и здесь при нашем участии), группа «Кубисты», в которой я играл на барабанах (о чём узнал за пять минут до концерта). По протекции старших товарищей позвали и нас, Hot Zex.

Оказалось, что этот фестиваль снимало местное ТВ, а через несколько месяцев его стали постоянно крутить в эфире, да так часто, что я уже не обращал на это внимания и мог спокойно переключить канал. Учитывая, что я засветился сразу в трёх группах, эфирного времени мне досталось много. Меня стали узнавать на улице, и это было, конечно, прикольно. Как после этого не поверить в то, что ты настоящий музыкант? :)

Hot Zex, 1996 г. Фото Игоря Чернявского
Hot Zex, 1996 г. Фото Игоря Чернявского

Но реальность была такова, что «настоящим музыкантам» негде было выступать — мы играли по два, от силы три концерта в год в случайных местах, и никакого просвета не намечалось. С открытием клуба «888» ситуация поменялась, но не кардинально: может быть, теперь концертов было не два, а пять — в коридоре подвала, с очень странным звуком и оборудованием. Хотя огромную роль «Трёх восьмёрок» в формировании клубного движения было бы преступлением не признавать — это было единственное место в городе, где молодые и неизвестные музыканты могли наконец-то выступить!

В общем, такая ситуация с концертами сохранялась до 2003 года, когда мы стали достаточно регулярно (примерно раз в два месяца) играть в Rock City и совершать робкие вылазки в столицу. Rock City был первым местом, похожим на настоящий большой концертный клуб.

Выступление в клубе «Рок-Сити». Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Выступление в клубе «Рок-Сити». Фото предоставлено Владимиром Комаровым

Однажды мы продали туда 812 билетов, плюс на концерт пришли наши гости, а один из них, был настолько пьян, что не попадал в рамку металлоискателя на дверях, поэтому его не пропустили :) Концерты в Rock City были отличной школой в плане не только игры, но и поведения на сцене/на публике — там мы научились «подавать» себя. К тому же выступление на этой площадке было как бы знаком качества — нас стали звать и в другие места. В итоге, спустя десять лет, вокруг нас всё неожиданно и лихо закрутилось…

— Как вам удалось выйти в «первые номера», из чего состоял ваш рецепт успеха, можешь поделиться?

— Мне часто задавали этот вопрос — «В чём рецепт успеха?», честно скажу, я не знаю. Возможно, никакого рецепта нет. Есть упорство и некоторое везение.

Мы начали выбираться на гастроли в Москву в 2001-м. Как правило, это выглядело так: 52 часа на плацкартной верхней боковой полке у туалета, выступление для семи человек в зале, пятеро из которых — перебравшиеся в столицу новосибирские знакомые, кружка бесплатного пива в баре клуба (это и был весь гонорар) — и обратно на вокзал, в плацкартный вагон. Через пару месяцев всё повторялось.

Мы много гастролировали, нам просто нравилось играть, однако казалось, что пробить эту плотину невозможно. Но как-то постепенно нас стали звать то на один, то на другой фестиваль, мы стали заметны для столичной прессы, рос круг нашего общения.

Выступление в «Олимпийском». Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Выступление в «Олимпийском». Фото предоставлено Владимиром Комаровым

В январе 2005-го мы сумели заявиться на крупный голландский фестиваль Eurosonic, который транслировался в эфире многих европейских радиостанций.

За кулисами фестиваля я дал интервью помощнику Джона Пила, рассказал о Hot Zex и нашем новом проекте, на тот момент сайд-проекте — Punk TV. Наши треки попали на BBC, а факт выступлений за границей очень повлиял на нашу репутацию в среде российских журналистов и клубных промоутеров.

К лету 2005-го был записан первый альбом Punk TV, его выпустил Андрей Панин на своём лейбле Alley P.M. Сперва альбом как будто не заметили, но в конце года Rolling Stone опубликовал на него очень хвалебную рецензию.

Владимир на записи концерта для канала О2TV, август 2008 года. Фото Екатериены Рыбальской, wikimedia.org
Владимир на записи концерта для канала О2TV, август 2008 года. Фото Екатериены Рыбальской, wikimedia.org

Так совпало, что в начале 2006-го и Punk TV, и Hot Zex побывали в больших турах по обеим столицам и в Прибалтике — мы регулярно напоминали о себе в Москве, и это сработало. Ну а дальше всё было как по учебнику — контракт, переезд в Москву, переиздание альбома в США, новые записи и постоянные гастроли. Punk TV несколько раз пересекали Ла-Манш и уже по отработанной нами схеме отчаянно турили по Англии. Сперва за кружку пива и «спасибо», но постепенно качество гастролей улучшалось. В нашем третьем туре мы уже были одними из хедлайнеров фестиваля Indietracks 2008. Это, конечно, очень сильно повышало наши акции на родине.

— Слагаемые вашего успеха — в том числе и музыканты? Какими были ваши отношения, насколько я помню это была достаточно сплочённая тусовка?

— Состав Hot Zex менялся действительно редко, в Punk TV он и вовсе был стабильный, и все, кто играли в группе, внесли очень весомый вклад — там не было случайных людей. Где-то в 1996-м я окончательно перешёл с ударных на гитару и вокал. В это время с нами играл и записывался барабанщик, но он был задействован во многих проектах одновременно, а нам хотелось своего барабанщика, которым в итоге стал драм-бокс Alesis SR-16.

Думаю, что тут ещё сказалась любовь к электронной музыке, что, конечно, делало нас некими аутсайдерами — для электронной сцены у нас было слишком много гитар, а для рок-н-ролла не хватало живого барабанщика.

Hot Zex, 1998 г. Фото: Евгений Зильберов
Hot Zex, 1998 г. Фото: Евгений Зильберов

Алекс Кельман покинул Hot Zex в 1999-м (хотя несколько лет спустя мы снова объединились с ним, уже в Punk TV), и мы с Антоном Зенковым, моим другом ещё с начальной школы, замечательным басистом и человеком, пригласили в группу Мишу Гринина на замену Алексу. Миша слушал Хендрикса и играл в сотни раз лучше меня, но он не слушал Sonic Youth, и… в общем, честно говоря, я долго сомневался, однако в итоге мы его позвали, а он с готовностью согласился.

После этого группа, конечно, подтянула свой уровень игры, но, наверное, несколько потеряла в шумовом компоненте. Хотя это было неизбежно — брит-поп был повсюду, и даже группы типа Verve, Ride или Boo Radleys заиграли боле традиционно, что уж говорить о нас — казалось, это правильное направление. Сейчас я, признаться, так не думаю. Но на тот момент наша музыка стала более доступной, это открывало дорогу к большему количеству слушателей — и вот мы уже играем на каком-то мероприятии «Сибнефти» в Омске!

Следующим шагом, в самом конце 2002 года, стал отказ, пусть и не полный, от драм-машины в пользу барабанщика — Кости Никонова.

Отмечу, что он играл достаточно просто, местами даже механично, что было крайне важно — мы не хотели превратиться в хард-рок-группу. Весной 2006-го гитарист Миша Гринин решил покинуть коллектив, и Hot Zex превратились в трио — электроника вернулась, мы очень много репетировали, и в итоге, по иронии судьбы, с потерей самого техничного участника группы сформировался самый сильный состав за всю её историю.

https://soundcloud.com/hotzex/sets/standby-5

— Как проходили гастроли?

— Гастроли рок-группы — это приключение не для слабонервных. Алкоголь присутствовал, и порой его было много. Проблем с наркотиками, мы, слава богу, избежали.

Внимание со стороны поклонниц, конечно, было, но мы не Led Zeppelin — общению с группис мы предпочитали посиделки в баре с коллегами.

Hot Zex в клубе «16 тонн», Москва, 2009 год. Фото Екатерины Рыбальской, wikimedia.org
Hot Zex в клубе «16 тонн», Москва, 2009 год. Фото Екатерины Рыбальской, wikimedia.org

Для меня игра в активно гастролирующей между Владивостоком и Ливерпулем группе закончилась, когда я уехал в Нью-Йорк летом 2011 года. Несколько раньше Костя перебрался жить из Москвы в Питер, и это, конечно, отразилось, пусть и не сразу, на единстве группы. Теперь мы чаще встречались на концертах, чем на репетициях.

Всё становилось слишком профессионально и рутинно — один и тот же трек-лист каждый вечер, я знал
всё, что случится до концерта и что произойдёт после. К тому же Алекс стал уделять больше времени промоутерской деятельности, нежели творческой. Мне пришлось взять на себя дополнительные сочинительские обязанности, а это сместило центр тяжести в коллективе…

В общем, когда судьба подарила мне мою чудесную дочь Еву, я решил на некоторое время уехать с семьёй в Нью-Йорк. Мы нажали на паузу и с Punk TV, и с Hot Zex, которые не играли концерты с 2010-го. Это «некоторое время» продолжается до сих пор — нет ничего более постоянного, чем временное, кнопка «пауза» всё ещё не отжата. Хотя мы не зарекаемся…

— Почему именно Нью-Йорк?

— Я очень люблю этот город. Кто-то любит Москву, Берлин или Барселону — а я люблю Нью-Йорк. У него свой уникальный характер, который мне понятен, и я чувствую себя на месте. При этом нельзя сказать, что здесь лёгкая жизнь, но, как пел Фрэнк Синатра, «If I can make it there, I'll make it anywhere».

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

Хорошо, что в моей жизни продолжают случаться творческие удачи. К ним я отношу саундтрек к фильму «Война Анны», альбом «Джеймс Аткин и ансамбль "Дэйоффс"» — «Слёзы даны только людям», выпущенный недавно в кассетном формате питерским лейблом Anchor Lights, серия документальных фильмов на YouTube-канале Snow Eye Films.

Проект с документальным кино появился совершенно случайно, и я не всегда уверен, что управляю им, — скорее наоборот, он «ведёт» меня. Всё началось с предложения одного американского лейбла переиздать полный каталог музыки Hot Zex на физических носителях — виниле, CD и кассетах. Мы долго работали над этим проектом, и вот 1 сентября 2021 года (ровно в день 30-летия группы) он стартовал.

Изначально ни о каком фильме речи не шло — мы хотели смонтировать пару старых интервью и концертных записей в короткий ролик минут на 12, чтобы на «Ютубе» поддержать релиз. Потом было решено взять свежие интервью у участников группы, потом было обнаружено очень много интересного архивного материала, затем интервью дали люди, работавшие или дружившие с группой… В итоге получился 1 час с небольшим — плюс масса интереснейшего материала, который не войдёт в фильм, поскольку нельзя объять необъятное. Но и отказаться, выбросить этот материал — тоже нельзя.

Фото предоставлено Владимиром Комаровым
Фото предоставлено Владимиром Комаровым

Одним из таких драгоценных ауттэйков (фонограмм, отбракованных при записи. — Прим. ред.) стали воспоминания вокалиста The Young Gods Франца Трейхлера об их приезде в Сибирь в 1996 году.

И я понял, что нужно организовывать кинокомпанию и запускать канал. Сейчас Snow Eye Films ориентируется на частные истории западных рок-звёзд, приезжавших в поздний СССР или раннее постсоветское пространство в качестве туристов или музыкантов до момента, когда наша концертная инфраструктура стала соответствовать мировым стандартам. Говорят, первым нормальным концертом было выступление Smashing Pumpkins на Горбушке в 1998-м.

Следующие две серии рассказывают о приезде моего друга, вокалиста EMF Джеймса Аткина, в СССР в 1989-м с родителями в качестве тинейджера-туриста, и потом в 1992-м в Таллин — уже как хедлайнера фестиваля Rock Summer.

А ведь были к тому же артисты, прилетавшие к нам в Новосибирск на «Интернеделю» или игравшие ещё раньше в Прибалтике. Имена не хочу называть, чтобы не сглазить, — но поверьте, есть с кем пообщаться. Мне кажется, это не только интересно, но и важно, особенно сейчас, когда, несмотря на открытые границы и новые технологии коммуникации, люди стали более разобщены и разделены, нежели 30 лет назад.

-17

— Дополнительный вопрос про Нью-Йорк: кем российский рок-герой стал в Нью-Йорке и как этот статус менялся со временем?

— Я живу в Нью-Йорке 10 лет и за это время прошёл несколько стадий ощущения своего места и роли в местном обществе.

Самый беззаботный был первый этап, который продолжался почти три года. Классическая нью-йоркская история: ты приезжаешь с деньгами, и город постепенно высасывает их из тебя, Нью-Йорк знает, как это делать, в совершенстве. Мы путешествовали по стране, комфортно жили на Манхэттене (никогда не жил в округах), но будущее в США казалось нам все ещё неопределённым. Я даже выезжал на отложенный на год тур Punk TV. В свободное время занимался журналистикой, писал для российского Rolling Stone, «Стерео и видео» и некоторых других изданий. Одним словом, ощущал себя в длительном (декретном) отпуске.

Через три года почти одновременно случились две вещи: я получил грин-карту (как выдающаяся личность — артист), и растаяли мои сбережения. Так как разрешение на работу теперь было, нужно было срочно на неё устраиваться. Однако куда? В 37 лет без местного образования, с английским на нормальном уровне, но всё же не родным… Тут, можно сказать, я ощутил всю суровость иммигрантской доли и жёсткость капитализма. Не буду долго останавливаться на этой истории — она заслуживает отдельного повествования.

Первый терминал международного аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK). Фото Doug Letterman, Wikimedia.org
Первый терминал международного аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK). Фото Doug Letterman, Wikimedia.org

В общем, после отчаянных и безуспешных поисков в течение нескольких месяцев я оказался в JFK на стойке регистрации пассажиров «Трансаэро». Это был очень тяжёлый период. Работа за гроши, в отвратительной униформе, в коллективе, с которым у тебя нет ничего общего, в месте, до которого тебе нужно добираться полтора часа (а то и дольше). Ощущаешь себя пойманным в западню, без возможности вырваться за пределы этого мира, который вдруг неожиданно стал очень большой частью тебя.

Я менял авиакомпании, позиции, но принципиально не менялось ничего — это как замкнутый круг, вырваться из которого практически невозможно. Я бесконечно подавал резюме на всевозможные другие работы, но никто даже не отвечал… Быстро оценив весь ужас ситуации, я понял, что нужно духовно сопротивляться тяжёлым жизненным обстоятельствам. Порой мне казалось, что это судьба меня наказывает за слишком беззаботные первые годы в Нью-Йорке — будто я отбываю какую-то трудовую повинность.

Во-первых, я стал много читать (ведь теперь у меня было минимум три часа дороги в метро — на работу и домой). Во-вторых, я заметил, что внутри меня опять зазвучали песни, и я бросил себе вызов — смогу ли я снова записать песенный альбом, чего не делал уже много лет. В итоге был создан проект The Dayoffs и записан одноимённый альбом, который получил хорошую прессу и реакцию слушателей.

Владимир и Харрисон Кеснер – глава фирмы Disappearing Records, переиздающей Hot Zex.
Владимир и Харрисон Кеснер – глава фирмы Disappearing Records, переиздающей Hot Zex.

Аэропортовый период продолжался чуть более двух лет, нельзя сказать, что в это время всё было плохо — были интересные встречи, знакомства и проекты, но несколько раз было и сильно стрёмно, когда меня узнавали пассажиры и сильно удивлялись тому, что я тут делаю. Несколько раз я даже прятался от знакомых.

Затем неожиданно, как это всегда случается, я достаточно кардинально поменял деятельность — был приглашён в Российский визовый центр, где работаю уже больше пяти лет. С переходом туда совпало и несколько интересных арт-проектов, в том числе был записан саундтрек к фильму «Война Анны», за который я был номинирован в рамках нескольких кинофестивалей, в том числе и на «Нику».

На работе о своей творческой стороне жизни я не распространяюсь — возможно, коллеги о чём-то догадываются, но мы это никогда не обсуждаем. Итак, сейчас у меня достаточно ответственная работа и возможность заниматься творчеством без оглядки на коммерческий успех, то есть полная творческая свобода. Это именно то, о чём я всегда мечтал.

— Как сложился дуэт с Атсуо Матсумото?

— С моим коллегой по группе The Dayoffs и партнёром во многих других саунд-проектах Атсуо Матсумото я познакомился по воле случая и благодаря непреодолимым обстоятельствам. Дело в том, что ещё живя в Москве и не помышляя о переезде в США, я очень хотел попасть на нью-йоркскую студию Stratosphere Sound Studios — легендарную студию, где писалось огромное количество музыкантов, которых я люблю, — от грандов уровня Depeche Mode до достаточно локальных артистов, типа французов Tahiti 80 или мексиканцев Volovan.

Владимир и Атсуо Матсумото
Владимир и Атсуо Матсумото

Студия принадлежала гитаристу Smashing Pumpkins Джеймсу Иха и парням из группы Ivy Адаму Слесенджеру и Энди Чейзу — что само по себе уже говорит о высоком вкусе и стиле. Я всегда внимательно изучаю буклеты релизов, которые мне нравятся, и вот в один момент я понял, что Stratosphere стала часто оказываться в поле моего зрения. Одним словом, мне нужно было туда попасть, осмотреться и, возможно, даже попробовать поработать там с Punk TV.

И вот в один из своих частных визитов в Нью-Йорк я потратил полдня на поиски этой студии, но так и не нашел её — оказывается, много раз проходил мимо двери, но не понял, что это и есть
то, что я ищу. Они были хорошо законспирированы. Спустя несколько лет, уже живя в Нью-Йорке и играя в одном местном проекте, я вернулся к идее записаться на Stratosphere.

Мы забронировали студию на 10 утра субботы и в назначенное время постучали в дверь. Нам открыл вежливый молодой японец, провёл вовнутрь, предложил кофе и попросил немного подождать звукорежиссёра. Тот (не буду называть имя — он широко известен в узких кругах) слегка запаздывал. Через пару часов бесконечного кофе мы начали немного беспокоиться. Спустя ещё час выяснилось, что наш звукорежиссёр не придёт — он просто не может встать с кровати после пятничного загула.

Было видно, что японцу, которого звали Атсуо Матсумото, очень неловко — и чтобы спасти положение, он предложил себя в качестве звукорежиссёра, а также в порядке компенсации за неудобство и ожидание сказал, что не стоит волноваться о времени, которое мы потратим сверх оплаченного.

Владимир и Атсуо Матсумото
Владимир и Атсуо Матсумото

Но дело было даже не в деньгах. Спустя пару десятков минут после того, как мы начали, я понял, что пусть мы с Атсуо и с разных континентов, но говорим на одном звуковом языке. В итоге мы стали работать над этой записью, потом я предложил попробовать свести один из проектов, саунд которого я продюсировал. Затем ещё один…

https://soundcloud.com/thedayoffs/sets/thedayoffsemeraldanddoreen

Довольно быстро стало понятно, что мы с ним отличная саунд-команда — я скорее саунд-продюсер, а он звукорежиссёр (хотя можем и меняться этими ролями), и мы отлично понимаем и дополняем друг друга. Ну а спустя несколько лет мы отважились и на собственную группу — в названии которой обыгрывалась ситуация, что мы никак не могли найти время на собственное творчество, так как постоянно нужно было заниматься чужими проектами.

Day Off — в переводе с английского «выходной». Правильно было бы сказать The Days Off — но это как-то не круто выглядит, к тому же никто не ругает The Beatles за название с ошибкой.

-22

Материал создан на основе личных видео-интервью автора с Владимиром Комаровым.

Антон Веселов