Найти в Дзене

Чтобы было красиво. Живое мастерство сибиряков.

Чтобы было красиво. Живое мастерство сибиряков.

У Анатолия Тарского золотые руки. Об этом в нашем небольшом сибирском селе знают, пожалуй, все. За его небольшой домик на окраине взгляд так и цепляется. Резное кружево украшает ворота, низенький заборчик палисадника под окнами, на самих окнах красуются резные наличники, а вдоль крыши тянется узорчатый карниз. Всё это, завиток к завитку, с теплом и любовью вырезано руками хозяина.

Мастер на все руки Анатолий Тарский. Фото автора.
Мастер на все руки Анатолий Тарский. Фото автора.

Анатолий Анатольевич (или, как по-свойски зовут его односельчане, Анатольич) в январе этого года отпраздновал свой 73й День рождения. Сам уже толком и не припомнит, с чего началось его увлечение резьбой по дереву. «Хочется, чтобы красиво вокруг было», - говорит мастер.

Зимой, когда мы познакомились с Анатольичем, всё было укрыто снегом, а летом этот сказочный теремок ещё и в цветах утопает. Цветы – это уже хозяйство супруги Анатолия Анатольевича. Она, кстати, и в доме сейчас хозяйничает. А самому мастеру в какой-то момент захотелось уединения, и он построил себе «резиденцию» - маленький домик здесь же, во дворе.

Теремок во дворе. "Резиденция" Анатольича. Фото автора.
Теремок во дворе. "Резиденция" Анатольича. Фото автора.

В домике уютно топится печь, под столом свернулся калачиком верный друг и компаньон Анатольича – солидный чёрный кот.

«Вот так мы тут с котярой и живём», - говорит мастер, показывая свои владения. Всё в «резиденции» тоже его рук дело: и добротная, жаркая, обитая железом печка, и резные перегородки, разделяющие пространство на место для сна и отдыха, хозяйственную зону и зону для приёма гостей.

Присаживаемся к столу, и мастер неспешно ведёт свой рассказ. Анатолий Анатольевич такой же уютный, как и всё вокруг него…

«Взял доску. Поехал, купил лобзик, нарисовал. И всё. Я же никогда этим не занимался, - рассказывает он, - Работал в леспромхозе. Какое там? В шесть утра – уже на работу. Да и негде было – в пятиэтажке жили. А тут – вольготно: покупай доски да пили!».

В Карапсель семья Анатолия Тарского перебралась двадцать лет назад. Сначала дом обустраивал. Говорит, что раньше это не дом, а курятник был – чуть ли не с ноля всё пришлось переделывать. Довёл жильё до ума, а там и время для творчества освободилось. Идеи для своих работ Анатолий Анатольевич берёт из книг и журналов, которые или покупает, или в библиотеке находит. А иногда и просто интересный узор приметит, да и захочется его в дереве повторить. «Главное, - отмечает он, - чтобы настроение было. Без настроения к дереву и не подходи – дела не выйдет, только испортишь всё». А настроение у него появляется, когда уже все домашние дела переделаны, заняться нечем. Вот и начинают руки сами себе занятие искать. И приходит мысль: «а дай-ка вырежу что-нибудь, что можно вот сюда прилепить».

Домик Анатольича. Фото автора.
Домик Анатольича. Фото автора.

Анатолий Анатольевич не только для себя резную красоту мастерит. Деревянное кружево его работы можно встретить не в одном дворе Карапселя – никогда он не отказывает односельчанам, если кто вдруг просит беседку построить да резьбой украсить или наличники для окон особенные сделать. Вот только сейчас просят уже реже – знают, что здоровье у Анатольича в последнее время хандрит. А для своего двора, вроде бы, уже всё сделал.

Сидим, беседуем, а тут и ещё одна гостья на пороге – сестра супруги проведать забежала. «Сто лет, - говорит, - Тарского не видела. Дай, думаю, загляну»… И присоединяется к разговору: «Ой! Золотые руки у него, - говорит, - Вот есть у него какой-то особый настрой – такой красоты понавырезает! Загляденье! И ведь смолоду у него такие руки золотые – всё, что угодно может сделать. И просить его лишний раз никогда не надо. Хочешь – окна сделает, а хочешь – дверь. И любую электрику починить может, и проводку. А теремок себе какой построил?». Гордится Валентина Афанасьевна рукастым родственником. Говорит, что в каждую дощечку Анатолий Анатольевич частичку души своей вкладывает.

Добрый нрав и безотказность, отзывчивость Анатолия Тарского отмечают многие односельчане, говорят, что с него молодёжи пример брать бы. «Да не будет этим сейчас никто из молодых заниматься. Молодёжи это не надо», - сетует в ответ мастер. Замечает Анатолий Анатольевич, что у нынешних ребят нет желания что-то своими руками делать, какое-то ремесло осваивать. А всё потому, что у каждого в руках телефон – вот и не видят ни друг друга, ни того, что вокруг, - считает он.

«Как вон у меня внук Ромка – без телефона никуда не выходит. Раньше парни с балалайками по деревне ходили, девчонок завлекали. А сейчас что? Все в свои телефоны уткнулись и пошли! Зачем он будет что-то выпиливать, если он целый день со своим телефоном носится?»

Вспоминает Анатолий Анатольевич, что как-то односельчанка Татьяна подошла к нему и попросила сына научить резать по дереву. «Какие проблемы? – ответил мастер, - пусть приходит». А парень один раз пришёл и больше не появился. Анатольич и не в обиде – считает, что по принуждению, из-под палки ничего и не получится. Тут хотеть надо дерево освоить, общий язык с ним найти.

У самого Анатолия Тарского вопроса в выборе материала для творчества и не возникало. Поскольку он больше сорока лет отработал в леспромхозе, то и с деревом у него отношения особые. Всю жизнь с ним: и валил лес, и на тракторе работал, и вагоны грузил… Так что – это не он выбрал дерево, это дерево выбрало своего мастера.

А вот досточки для работы Анатолий Анатольевич выбирает по-особому – к каждой присмотрится. Надо, чтобы поменьше сучков было, чтобы сухая, гладенькая была. А ещё на лобзик пилочки выбирать надо с умом, чтобы работа спорилась. Затем каждую досточку на станке надо обработать, чтобы нужную толщину получить – сантиметр, два или три.

Чаще всего мастер работает с сосной – она и мягкая и податливая. К тому же – это самый доступный материал. Любимец, конечно, у Анатолия Тарского кедр – от него запах особый, никакое другое дерево так не пахнет. Вот только кедровую доску не достать. А если и удаётся найти, то стоит такой материал очень уж дорого. Осина, хоть и мягкая, для работы не годится: как её ни строгай – она ершится. Берёза хороша, но грубая. Резать берёзу сложнее, пилки ломаются быстро. Самый долговечный материал – лиственница. «Вот только лиственница – это не для резчиков, это для строительства, - говорит мастер, - если из лиственницы что-нибудь вырезать – это на века будет. Однако, сколько пилок при этом переломаешь?»

Анатолий Тарский никогда не участвовал ни в каких творческих конкурсах. Раньше как-то и не принято было, чтобы народные умельцы соревновались между собой… А и не хотелось никогда ему ни с кем соперничать. Признаётся, что знает: есть мастера, чьё умение его превосходит. Интересно, конечно, было бы познакомиться, посмотреть, как и что другие люди делают, да возраст уже не тот, чтобы по городам и весям ездить.

А ведь и правда. Ведь мы же должны их знать – таких людей. Ведь это же не просто увлечение нашего земляка. По сути Анатолий Тарский продолжает дело наших предков. До сих пор и в нашем, и в соседних районах можно встретить бревенчатые домики с историей вековой, а то и более, богато украшенные сохранившейся до наших дней резьбой – резными наличниками и карнизами, ставенками… Всё меньше и меньше таких домиков встречается: и время их не щадит, да и дерево вытесняют новые, современные материалы – сайдинг, профлист, искусственный камень. Да, и красиво, и аккуратно получается. Но вот не веет от них тем теплом, уютом и сказкой, что от резных, кружевных, деревянных узоров.

Так что: пока живо ремесло в руках мастеров – жива наша история, наши традиции, жива сибирская сказка.