Найти в Дзене
Мнение дилетанта

«Дело Сикоры» - ситуация, поменявшая хоккейный мир.

Спорт – штука очень интересная. Люди – тоже. Иногда судьбы людей в спорте переворачивают многие представления и отношения к нему. А, порой, люди вносят в спорт такие изменения, которые его кардинально изменяют. Одним из таких существенных событий, оказавших существенное влияние на мировой спорт вообще, и на международный хоккей в частности, стало знаменитое «дело Сикоры». Думаю, что среди миллионов любителей хоккея до 1987 года имя хоккеиста Мирослава Сикоры ничего бы не сказало. Но весна 1987 года сделала ничем особенно не примечательного хоккеиста одним из самых знаменитых в истории хоккея. Но начнём всё-таки по порядку, то есть с истории. Польша, если и была хоккейной страной, то, скорее, в период между Первой и Второй мировыми войнами. Именно тогда, польский хоккей мог гордиться своими игроками, которые, если и не были «звёздами» мирового уровня, то уж на европейском наводили приличного «шороха». Тадеуш Адамовский, Александр Ковальский, Александр Тупальский, Влодзимеж Крыгер, Юзеф
Взято из открытого источника Яндекс.Картинки
Взято из открытого источника Яндекс.Картинки

Спорт – штука очень интересная. Люди – тоже. Иногда судьбы людей в спорте переворачивают многие представления и отношения к нему. А, порой, люди вносят в спорт такие изменения, которые его кардинально изменяют. Одним из таких существенных событий, оказавших существенное влияние на мировой спорт вообще, и на международный хоккей в частности, стало знаменитое «дело Сикоры».

Думаю, что среди миллионов любителей хоккея до 1987 года имя хоккеиста Мирослава Сикоры ничего бы не сказало. Но весна 1987 года сделала ничем особенно не примечательного хоккеиста одним из самых знаменитых в истории хоккея. Но начнём всё-таки по порядку, то есть с истории.

Польша, если и была хоккейной страной, то, скорее, в период между Первой и Второй мировыми войнами. Именно тогда, польский хоккей мог гордиться своими игроками, которые, если и не были «звёздами» мирового уровня, то уж на европейском наводили приличного «шороха». Тадеуш Адамовский, Александр Ковальский, Александр Тупальский, Влодзимеж Крыгер, Юзеф Стоговский, Казимеж Соколовский, Чеслав Мархевчик, Анджей Волковский с сотоварищи в те годы добивались на аренах мировых и европейских чемпионатов приличных успехов. Именно тогда поляки брали европейские награды (серебро ЧЕ-1929, ЧЕ-1931), боролись на равных с «грандами» европейского хоккея той поры – командами Швейцарии, Великобритании, Чехословакии, Германии и Австрии (про сопротивление канадцам и американцам даже не шло и речи – слишком велик был разрыв в классе команд). Но шли годы, отгремела Вторая мировая, и Польша постепенно, а, если честно, то довольно быстро, стала хоккейной страной «третьего мира». Правда работа советских специалистов на стыке 1960-1970-х (особенно Анатолия Александровича Егорова) позволяла полякам периодически пробиваться в элиту мирового хоккея, но, чаще всего, им просто «фартило» при определённых условиях, как, например, после демарша Канады перед ЧМ-1970, связанного с отказом от допуска профессионалов к участию в турнире. Но, как бы то не было, Польша не была хоккейной державой. Однако, страна могла периодически выдавать на хоккейном небосклоне некоторые таланты. Пусть не мирового уровня, но хотя бы (по тем временам) среднеевропейского. Именно таким и был Мирослав Сикора.

Мирослав Сикора (Mirosław Sikora) родился 5 октября 1957 года в Освенциме - польском городе, известном многим по страшному концентрационному лагерю нацистов. С детства увлёкся хоккеем и стал подавать определённые надежды. В возрасте 17 лет дебютировал в одном из сильнейших клубов Польши – ГКС (Катовице). Игра форварда впечатлила наставников юниорской сборной страны, и он приглашается в команду для участия в ЮЧЕ-1976. Через год он уже игрок польской молодёжки на МЧМ-1977 (7 игр, 3(0+3) очка, 6 штрафных минут). Но жизнь в Польше в те годы, даже в желаниях польского руководства, не могла сравниться с фантазиями и амбициями юного нападающего. И он принимает решение покинуть родину и перебирается ФРГ (благо зарубежная поездка дала такую возможность). В сезоне 1978/1979 Сикора дебютирует в клубе «Кёльн», в котором проведёт всю последующую карьеру. Его карьера началась, как говорится, «на ура». В первом же сезоне 5(2+3) очков в 5 матчах. А, дальше, как говорится, «понеслось» - не было сезона, чтобы Сикора набирал меньше одного очка по системе «гол+пас» за игру (чаще – не менее 1,5). Однако, проведя в высшем дивизионе немецкого хоккея девять сезонов, судя по всему, Сикора и сам забыл, что он этнический поляк. Причём забыл настолько, что дал согласие выступать за сборную ФРГ.

Форварды "Кёльна" Мирослав Сикора (№11) и Петер Шиллер (№22). Взято из открытого источника Яндекс.Картинки
Форварды "Кёльна" Мирослав Сикора (№11) и Петер Шиллер (№22). Взято из открытого источника Яндекс.Картинки

И вот наступил 1987 год и венский чемпионат мира. В чемпионате Германии из игроков, имевших в то время гражданство ФРГ, Сикора имел 4-е место по результативности – 60 (31+29) очков. Выше были только признанные немцы – Эрнст Хёфнер, Герд Трунчка и Манфред Вольф (канадец с немецким паспортом, но не засветившийся в национальных командах Канады). Как такого не пригласить в сборную ФРГ? – Пригласили.

А ведь сборная ФРГ, после того как завоевала «бронзу» в олимпийском Инсбруке-1976, была более, чем амбициозна. Регулярно «пощипывая» признанных фаворитов и тех, кого к ним причисляли (на ЧМ-1978 - США – 7:4, 8:4; на ЧМ-1979 - США – 6:3, 5:2, Чехословакию – 2:2; на ЧМ-1982 – Чехословакию – 4:2; на ЧМ-1983 – Чехословакию – 3:3; на ОИ-1984 Швецию – 1:1; на КК-1984 Чехословакию – 4:4; на ЧМ-86 – Чехословакию – 4:3), они постепенно набирали силу. Смеяться можно, но чехословаки для западных немцев были сильнейшим раздражителем, которых они при любой возможности «драли» нещадно. Да и усиливались немцы уже со второй половины 70-х игроками «со стороны» весьма регулярно: натурализация чеха Мирослава Слезака (к ЧМ-1977) и канадца Боба Мюррея (к ЧМ-1978) стали тому подтверждением (были таковые и ранее, как, например, чех Владимир Вакатко, который начал играть за ФРГ ещё в группе «В»).

И вот начинается ЧМ-1987. В двух первых турах, где первая тройка нападения сборной ФРГ выглядит следующим образом - Мирослав Сикора – Герд Трунчка – Хельмут Штайгер, немецкая команда уступает сборным Швеции (0:3) и СССР (0:7). Здесь нет никаких вопросов. А вот третья игра со сборной Финляндии, где победу одержали хоккеисты ФРГ (3:1), вызвала скандал. Думаю, ни для кого не является секретом, что финские любители статистики – одни из лучших в мире? Поверьте – это так. Нарыли и раскопали – играл Сикора в польских сборных. Всё – аут. Согласно Правилам ИИХФ на тот момент, игрок, заигранный за одну страну - не может выступать за другую. Сикора – заигран. Есть документальное подтверждение. И какое же решение принимает ИИХФ? Дисквалифицирует Сикору и заявляет об аннулировании результатов всех игр с его участием. Справедливо? По правилам ИИХФ – да. А по сути? Немцы обиделись и начали сливать игры. Турнир поставлен в глупую ситуацию: либо Мирослава надо было бы до него не допускать изначально, либо «проглотить» и «выгребать» назад. Итог спора известен – Сикору дисквалифицировали, но результаты игр сборной ФРГ оставили в силе. Вот убейте меня, но не понимаю: как немцы при всей их педантичности такое допустили? ИИХФ, как и в ситуации с канадскими «профи» в 1970-ом оказалась в гнилой позиции. Тут, хотя бы спустя время, приняла разумное решение. А как же закончилась «дело Сикоры» для всех его участников? Сборная ФРГ, несмотря на сохранение «сикорских очков», упустила возможность включиться в борьбу за медали. Получив шесть очков, немцы расположились на пятом месте в турнирной таблице, всего на одно очко отстав от канадцев. В матчах за 5-8 место они опустились ещё на ступень ниже, уступив своё место всё тем же финнам, но оставшись в высшем дивизионе. А команда Финляндии - главный организатор скандала, могла бы получить неплохие дивиденды, признай суд решение ИИХФ законным. Два очка позволили бы преодолеть предварительный раунд и вместе с командами СССР, Канады и Чехословакии разыграть медали первенства. Однако шести очков для этого оказалось мало.

При, всём этом, такая ситуация не была в диковинку. Олимпийским чемпионом 1960 года в составе сборной США стал Юджин Грациа (Eugene (Eugenio) "Gene" Grazia). Хоккеист, сыгравший за американскую сборную ещё и на ЧМ-1959. Ситуация пикантна в том, что Грациа в 1953 году на чемпионате мира в группе «В» успешно выступал за сборную… Италии (4 игры, 6(4+2) очков). И… ничего! Ни демаршей от руководства других команд, ни дисквалификаций, ни аннулирования результатов игр. Парадокс! Видимо, Анатолий Владимирович Тарасов предпочитал всё-таки игру, а не кулуарные игры вокруг таковой!

Юджин Грациа. Взято из открытого источника Яндекс.Картинки
Юджин Грациа. Взято из открытого источника Яндекс.Картинки

В своё время организаторы Кубков Канады регулярно плевали на мнение ИИХФ по таким вопросам. Их интересовало только гражданство (по паспорту) игрока. Именно поэтому канадцы Гленн Реш, Тони Эспозито, Брайэн Тротье, Дэйв Эллетт на разных турнирах выступали то за сборную Канады, то за сборную США. Но абсолютным рекордсменом по выступлениям за различные сборные стал Петер Штястны, игравший на различных турнирах за сборные трёх стран (1976-1980 – Чехословакия, КК-1984 – Канада, после 1993 года – Словакия). Сегодня по правилам ИИХФ, при соблюдении определённых условий, любой хоккеист имеет право поменять один раз в жизни своё спортивное гражданство. Именно по такой причине замечательный голкипер Евгений Набоков, заигранный ранее за сборную Казахстана, смог выступать за сборную России и стать в её составе чемпионом мира. Большое количество хоккеистов выступали в разные годы за две страны (я не учитываю тут распад СССР, Чехословакии, Югославии и объединение Германии). Как пример: Брендон Боченски (США-Казахстан). Перечислять нет смысла.

Однако, скандал с «делом Сикоры» не стал единичным. Во время Олимпиады-1998 в Нагано, шведский защитник Ульф Самуэльссон был дисквалифицирован, так как потерял право на шведское подданство, имея американское гражданство. Любопытно, что это «раскопали» тоже финны… (всегда опасайтесь людей из «страны тысячи озёр»).

У каждого из нас в жизни могут возникнуть определённые обстоятельства. Никогда нельзя зарекаться. Натурализация игроков стала неотъемлимой частью хоккейной жизни. Но, когда национальные сборные комплектуются не своими доморощенными игроками, а выходцами из других стран (чем ныне широко пользуются Казахстан и Белоруссия), мне грустно.

А вот тут, хотел бы знать ваше мнение, уважаемые читатели!

Дмитрий Ёлкин

Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Для развития канала это очень важно. Впереди много интересного. Оставайтесь с нами!