В общем, за несколько часов заработал я неплохо. Жаль, Саня поздно меня нашел.
Спросите у меня: «А что: твой отец тебе денег не давал, что ли?» Давал, но только в крайнем случае, и то по мелочи. Я категорически был против того, чтобы финансироваться из условного «папиного» кармана. Во-первых, считал, что должен сам заработать с «нуля», а не уподобляться мажорам, а во-вторых: все (ну, или почти все) деньги должны идти в дело, а не на ерунду всякую. Я конечно, бывало, просил у отца денег, но несоизмеримо мало, и в самом крайнем случае. Не говоря уж о том, что дома питался.
…Выборы главы Администрации Красноярского края 1993 года – это первое голосование после достижения мною18-летнего возраста. Первые мои выборы. Можете поздравить.
Во втором туре Сергиенко уступил Зубову, за которого голосовал и я.
Итак: Валерий Михайлович стал губернатором Красноярского края. Очень демократичный, интеллигентный, простой, без пафоса. Говорят, пешком ходил на службу, без охраны. Не боялся. Все, те, кто были после него - и помыслить о таком не удосуживались. Серое здание Администрации Красноярского края, на первый взгляд такое помпезное, сталинское, с коринфскими полуколоннами и балконом вверху по центру, несмотря на дворцовый интерьер с центральной широкой лестницей и высоким витражом, с вычурными перилами и красной ковровой дорожкой – было, все же, каким-то «родным», что ли при нем, «домашним». При Лебеде будет совсем не так.
***
25 апреля состоялся Всероссийский Референдум, официальный ответ: «Да-да-нет-да». И я голосовал так же. Не типично для монархиста, правда? Кризис продолжил свое «углубление».
1 мая в Москве прошла большая протестная акция, которую очень жестко разогнал ОМОН. Демонстранты дали серьёзный отпор, вы только посмотрите на кадры видеохроники: удивитесь. Аж мурашки по коже. Взрослые 40-летние мужики, которым терять уже нечего, бились не на шутку, это вам не селфи на фоне автозака с плюшевым мишкой на рюкзачке. Один из омоновцев, сообщали в новостях, даже был госпитализирован.
Демократы, сбросив маски,
Нацепили на лоб каски,
И скривив от злобы рот,
Били палками народ.
Такие строки были напечатаны то ли в «Красноярской газете», то ли в «Советской России».
***
А в карманах плодились денежные знаки нового образца. Ну как плодились? Обесценивались. Голубые сотки, розовые двухсотки, топорно, левой ногой нарисованные, и это я особенно хорошо понял много лет спустя, когда по своей полиграфической работе связался с ценной графикой. Но дело даже не в этом. К началу лета курс доллара – около штуки рублей за штуку (такой вот каламбур). Мятые сотки-двухсотки рассованы по карманам и почти ничего не значат уже. И это не предел.
Сибирский Технологический Институт переименовали в Красноярскую Государственную Технологическую Академию (на академии тогда как раз началась всероссийская мода), а также официально разрешили курить на лестницах в главном корпусе, которые оборудовали мощными вытяжками. В институтском буфете корпуса «А» продавали пиво (это я хорошо помню), а в фойе первого этажа главного корпуса ходил «специальный чувак» (ну, это уже не официально, более того – противозаконно) и продавал траву. Почти все студенты об этом знали.
***
Во втором семестре нам преподавали два интересных спецкурса. Один назывался – «история российской монархии» (бальзам на душу – правда?), его вела молодая, интересная, симпатичная увлеченная своим предметов девушка, а второй спецкурс: «история русской философии». Его нам читал сам Михаил Павлович Шубский, директор Культурно-исторического центра, уже упоминавшегося здесь бывшего Музея Ленина. Тоже интересный предмет, и было о чем поспорить на семинарах с преподавателем-западником.
***
ВЭЛ, ВЭЛ, ВЭЛ… Это я не возглас удовлетворения, это я так назвал текущий период. «ВЭЛ» - великая эпоха ларьков. Ларьки, киоски, «комки» – маленькие коммерческие магазины, которые торговали всем: от жвачек и сникерсов до бульонных кубиков и презервативов, от сигарет и китайской лапши до журналов и алкогольной продукции на все возможные вкусы и степени алкогольного опьянения.
До павильонов, в которые покупатель мог бы зайти – мелкий бизнес еще не дорос. Покупатель стоял снаружи, и если мороз или дождь – покупатель мучился, переминаясь с ноги на ногу, чтоб быстрей сгрести свою сдачу с тарелки, прихватить товар – и бежать домой. Лишь бы не поскользнуться зимой: глыбы скользкого льда намерзали под окошками таких ларьков.
Но сейчас лето – и упасть не грозит, так что «велкам».
Многие мои друзья и знакомые, будучи студентами, почти поголовно начали устраиваться в эти самые киоски на подработку. Преимущественно – работали по ночам. А еще эти торговые точки были местом веселых «тусовок». Много-много-много товара за витринным стеклом. Сигареты, пиво, водка… Чупа-чупсы… Разноцветные пакетики «юпи» и «инвайта». Маленькое окошко с деревянной рамочкой и тарелкой за ней… Вход для друзей через железную дверь сбоку или сзади. В ларьках царил неизменный затхлый запах сникерсов и печенья. Везде одинаково. Не скажу, что совсем неприятный: нормальный, если привыкнуть. Сидели гости на пластиковых ящиках из-под пива. Курить можно было внутри – даже гостям. А если соберется большая компания да еще у кого-то деньжата водятся: то – у-у…. Веселья не избежать.
Один из таких киосков был в центре, напротив магазина «Нива». Там работал Макс, из параллельный группы. А его одногруппник Димон торговал по ночам в ларьке у Речного вокзала.
В те далекие 90-годы городские власти повадились (частично традиция продолжается и сейчас) проводить каждое лето разные масштабные праздники для людей. Со сценой и большими колонками и с микрофоном, с народными гуляниями, с тусовкой, дискотекой прямо на площади, с салютом в полночь. День молодежи, День города и даже День пива, организованный очень популярной в то время компанией «Пикра», которую в середине нулевых нагло «отожмет» западная фирма под названием «Балтик Беверидж Холдинг», принадлежавшая шведским бизнесменам с прекрасными светлыми лицами. О процессе «отжима» подробно напишет бывшая владелица «Пикры» - Евгения Кузнецова в своей книге «Акулина в бизнесе».
(Продолжение следует)
Рекомендуется чтение всех частей подряд, начиная с 1-го выпуска. Первый выпуск ЗДЕСЬ.