Последнее великое оледенение (Великая стужа) в северном полушарии Земли, вызванное катастрофой глобального характера и планетарного масштаба, повлияло не только на его облик, но и на повадки местной фауны, в особенности птиц. Значительное похолодание, ранее не наблюдавшееся в таких масштабах в верхних широтах, породило такое явление, как сезонные миграции огромного количества птиц самых разных пород.
Значительная часть их с европейского севера и средней полосы мигрирует на время зимы в Африку, Азию и на Балканы, а из Сибири и Дальнего востока - в Индию и Китай. Так что строчка из песни Стаса Михайлова «Журавли летят в Китай…» это отнюдь не поэтическая выдумка для «красного словца», а вполне себе достоверный факт – дальневосточный серый журавль действительно зимует в южных провинциях КНР.
Во время этих самых сезонных миграций птицы с определённых территорий по пути к местам зимовки и обратно придерживаются строго определённых маршрутов, на которых места их отдыха и промежуточной подкормки также, как правило, строго привязаны к определённым локациям на местности. И связано это прежде всего с наличием водных источников и корма. Орнитологами также фиксировались и случаи незначительных корректировок этих маршрутов, связанные обычно с активизацией охотников-любителей в определённые промежутки времени (охотничьи сезоны).
Такие вот места отдыха перелётных птиц к местам зимовок и обратно были весьма поэтично названы российским писателем Сергеем Трофимовичем Алексеевым «перекрёстками птичьих путей»! Перекрёстками они названы по той причине, что в большинство этих точек «отдыха» птицы совершенно разных пород и видов добираются своими, одним им ведомыми, путями. Конечно же, есть и такие места, где отдыхают, подкрепляются и набираются сил два-три вида, не больше. Но есть и более бойкие и оживлённые «перекрёстки», где видовое разнообразие может достигать и полутора десятков! Как правило, это берега естественных или искусственных водоёмов, являющиеся промежуточными приютами водоплавающих птиц или птиц, кормящихся у воды (например, цапель).
Хорошо если такой «перекрёсток» находится вдали от человеческого жилья и сельскохозяйственных угодий, где ни люди не доставят хлопот птицам, ни наоборот. Пример же израильского заповедника в долине реки Хула говорит о том, что чем дальше на юг, тем это сочетание становится всё более проблематичным. И человеку приходится считаться с миграцией птиц, в противном случае они могут наносить существенный урон сельскохозяйственным культурам, вторгаясь на легкодоступные поля окрестных хозяйств.
Так в долине реки Хула дважды в год, осень и весной, останавливаются на отдых более полумиллиона пернатых особей почти трёхсот видов, среди которых наиболее многочисленны журавли, пеликаны, бакланы, аисты, фламинго и цапли! Это вторая по объёму своеобразная «перевалочная птичья база» в мире (после озёр Панамского канала).
Но эта точка, этот «перекрёсток птичьих путей» помимо своей загруженности уникален ещё и тем, что здесь наблюдается определённая очерёдность мигрирующих видов, связанная с ограниченностью территории, то есть с её максимальной «пропускной способностью». Сначала летят аисты, за ними орлы и другие хищники, потом журавли и пеликаны, а последними в этой живой цепочке следуют уже различные мелкие певчие птички.
Окрестные фермеры в своё время договорились по очереди снабжать зерновыми и бобовыми отходами этот уникальный птичий плацдарм, дабы исключить нападение голодных птиц на свои поля. Весной это чревато массовым истреблением молодых побегов культурных растений, а осенью жором и потравой созревшего урожая. И надо сказать, с поставленной самим себе задачей они справляются прекрасно – птицы сыты и довольны, а отдельных особей, случайно севших на поля, аккуратно, физически не травмируя, выдворяют, отпугивая звуком специальных деревянных трещоток!
В своих книгах Сергей Алексеев описывает «перекрёстки птичьих путей» в Южной Сибири, где птиц подкармливают жители окрестных населённых пунктов, хотя они и не угрожают их посевам. И также, как и в долине израильской Хулы, птицы абсолютно не боятся в этих местах своих благодетелей, спокойно подпуская людей на близкое расстояние, чего не наблюдается в дикой природе. Птицы словно понимают, тут им никто не причинит вреда!
Автору этих строк посчастливилось весной уже далёкого 1993 года своими глазами увидеть пусть и не такой большой, но всё же достаточно оживлённый «перекрёсток» в Приморском края, недалеко от Владивостока. В районе железнодорожной станции «Артём-Приморский-2» много небольших искусственных озёр – просадок над местами отработанных стволов и штреков старых угольных шахт, затопленных со временем водой. Так вот это место и облюбовали многочисленные перелётные пернатые, несмотря на шум проходящих поездов, видимо ещё и потому, что люди туда предпочитают не ходить (в то время была ещё велика опасность новых просадок и провалов грунта, о чём извещали многочисленные таблички и указатели).
Возвращаясь вечером на электричке из Владивостока в Артём, мне и членам моей семьи удалось наблюдать поистине уникальную картину. Солнце почти опустилось за ближайшие сопки, его прощальные золотистые лучи освещали почти фантастическую картину: на весьма небольшой территории в три-четыре гектара сидели на земле, медленно похаживали или ковырялись в прибрежной тине сотни самых разных птиц! Там были и те самые серые журавли, и пеликаны, и дикие гуси, и более мелкие водоплавающие типа уток, какие-то пёстрые птицы размером с голубя! Дети восторженно прильнули к окну и радостно расспрашивали нас женой, что это за птички там у воды и почему их так много.
А мы не знали, что ответить, хотя и догадывались, что это место отдыха перелётных птиц, возвращающихся с зимовки в родные места, но пока ещё до них не добравшихся. Но нас-то с женой, людей уже достаточно взрослых, особенно поразили во всём происходящем два момента. Во-первых, почему так близко от жилья людей и в достаточно шумном месте? А во-вторых, то, что птицы разных видов и размеров так спокойно соседствовали друг с другом, абсолютно не проявляя никакой агрессии. Хотя, справедливости ради, среди птиц не было хищников семейства ястребиных, представляющих опасность для большинства пернатых. И тем не менее зрелище удивляло и одновременно завораживало!
Сойдя с электрички, мы не поленились вернуться немного назад и ещё понаблюдать эту удивительную картину, пока солнце окончательно не село и не начало темнеть. С тех пор прошло уже много лет, а дети (особенно сын, он старший) помнят, как тогда в Приморье мы ходили смотреть разных красивых птиц словно в зоопарке!
Вот такие «перекрёстки птичьих путей» позволяют человеку иногда не только наблюдать красивейшее явление сезонной миграции птиц, но также в ряде случаев принимать в нём активное участие, оказывая посильную помощь птицам в восстановлении их сил перед следующим перелётом.
Если Вам понравился авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"