Найти тему
Татьяна Безручко

Из грязи в князи: путь поколений

Оглавление

В предыдущей статье на тему рода я писала о том, что движение на социальном лифте лучше всего работает не в масштабе одной жизни, а в масштабе поколений. Сейчас расскажу на примере как это может выглядеть.

Жила-была Маша. Родители у Маши были так себе. Жили в комнате в коммуналке, любили погулять, о девочке не заботились, как и о двух её братьях. У Маши не всегда было вдоволь еды и одежды по сезону. Маша не смогла закончить 10-11 класс, еле вытянула девятый, а дальше надо было идти работать, потому что родители сказали, что она уже взрослая, чтоб кормить её. То есть, её родители дали ей крышу над головой, еду, одежду и образование девять классов.

Маша очень хотела, чтобы у её детей жизнь была другая. Она сама поступила в колледж, выучилась на пекаря и пошла работать на завод. Вышла замуж за небогатого, но нормального парня, они с мужем жили у его родителей.

Маша родила Васю. У него было всегда достаточно еды и одежды. Он закончил школу, а потом спокойно отучился в колледже на электрика. А когда Маша получила в наследство от родителей треть комнаты в коммуналке, то вместе с уже работающим Васей они выкупили две оставшиеся доли у братьев Маши.

Вася тоже хотел своим детям лучшей жизни. Своими стараниями он смог со временем превратить комнату в двушку и оплатить детям репетиторов для поступления в скромный ВУЗ. Те, в свою очередь аккумулируя наследство и вкладывая свои силы, старались обеспечить детей квартирами уже к моменту окончания ВУЗа, да и ВУЗ старались потянуть не совсем уж заштатный, как у них был.

Их дети, в свою очередь, старались обзавестись жильем в более респектабельном районе, чтобы дети ходили в хорошую школу, чтобы английский, чтобы круг общения, чтобы хороший ВУЗ.

Их дети, в свою очередь, отправляли детей учиться в Лондон и считали нормальным подарить неплохую квартиру на 18 лет.

И где-то в самом начале этой цепочки ещё маячит вздох облегчения давно почившей Маши, первой, кто в этой цепочке решил пожить не для себя.

Что же мешает этой прекрасной картине воплощаться?

Во-первых, социальные потрясения.

Ещё вчера вы зажиточная семья, а уже сегодня едете в сибирские лагеря. Ещё вчера вы полной семьёй наживали добро, а уже сегодня налетела холера, выкосила пол-семьи и оставила сирот. Ещё вчера вы думали на кого ребёнок после школы пойдет учится, а уже сегодня он взвалил на тощую подростковую спину автомат, ушел оборонять страну от немцев и не вернулся.

Но кроме социальных потрясений этой прекрасной картине не дает сбыться желание пожить для себя.

Да-да, такое вот невинное желание. Оно может воплощаться в социальном дне, и тогда это будут безответственные маргиналв типа родителей Маши. А может выглядеть и как "Не хочу рожать, дети - это гемор, буду путешествовать". И вот с точки зрения укрепления рода плодящиеся маргиналы - это хоть какой-то шанс когда-то через поколения выкарабкаться, а сознательно желающие пожить для себя и отрицающие для этого детей - это конец. Там уже шанса на вот эту цепочку не будет, некому будет шаг за шагом, поколение за поколением это воплощать.

Я спокойно отношусь к чайлдфри по одной простой причине: это не мой род и не мое дело. Я свое дело знаю, цели вижу и делаю то, что могу. Но вот если вдруг оба моих ребенка добровольно откажутся иметь детей, это будет для меня настоящим ударом и показателем, что мне не удалось до них донести ничего из моих ценностей.

С младшим в гостях у бабушки и дедушки.
С младшим в гостях у бабушки и дедушки.

И нет, это не их личное дело. За ними стоит вся вот эта цепочка поколений, которые старались, трудились, выкарабкивались из самых тяжёлых ситуаций. Поэтому я не дам им морального права считать, что это все само собой разумеется, а они такие красивые никому ничего не должны.

Такая вот нетолерантность, ребята.