Найти тему

ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО РАЗГОВАРИВАТЬ СО СВОЕЙ СОБАКОЙ (статья 2).

Оглавление

Ссылка на первую статью.

Наше общение с собакой вовсе не ограничивается командами. Когда мы произносим какие-то слова, мы автоматически выражаем и своё отношение к происходящему. Так, например, у меня есть слово «соседи». Я произносила это слово в тех случаях, когда Фирин (#кане-корсо ) реагировал на шумы за дверью, и непроизвольно вкладывала в него такой смысл: «волноваться совсем не нужно, ведь это всего лишь наши соседи, которые ходят за дверью каждый день». В ответ на моё «соседи» Фирин быстро замолкал и успокаивался. До этого я пробовала говорить ему «молчи» и «нельзя», но эти слова у нас не работали, потому что смысл у них совершенно другой. Говоря «молчи», я хотела приказать Фирину вести себя тихо, а он, чувствуя моё раздражение, нервничал и заводился ещё больше.

Зато замечательное слово «соседи» вскоре пригодилось мне на даче, когда Фирин решил облаять соседку, заговорившую с ним из-за забора. Стоило мне сказать это слово, Фирин мигом успокоился и продолжил заниматься своими делами. Меня саму удивило, насколько хорошо на него это подействовало.

Когда Фирин чего-то не понял - у него такой забавный вопросительный взгляд :)
Когда Фирин чего-то не понял - у него такой забавный вопросительный взгляд :)

Но на этом история про шумы за дверью вовсе не заканчивается. Когда я болела, ко мне каждый день приходила мама и открывала дверь своим ключом. Фирин не сразу научился распознавать её шаги и первое время грозно лаял, как на кого-то чужого. Чтобы не пугать маму, я два раза подошла с ним к двери, говоря «мама, мама пришла». В третий раз мне уже не пришлось подходить, а достаточно было, лежа на кровати, сказать Фирину «это мама». И в ответ на это слово у Фирина очень забавно менялся характер лая. Он из грозного баса превращался в щенячий нетерпеливый скулёж: «ну скорей заходи, я уже гулять хочу!» А такого Фирина просто невозможно было бояться.

Так вот слова помогают собаке быстрее и лучше различать ситуации, которые требуют совершенно разного отношения и поведения. Слово «соседи» не только выражает моё спокойное отношение к шумам за дверью. Это слово связано у Фирина с его собственным спокойным состоянием и поведением. Так слово «соседи» и стало для него «командой» на прекращение лая. В то же время существует много ситуаций, когда лаять очень даже нужно, и я похвалю за это Фирина.

Понимание того, какое поведение необходимо в каждой конкретной ситуации – это тоже #условные рефлексы, прекрасно известные любому дрессировщику как #«побочные связи».

Так вот наша работа как раз и строится на этих самых побочных связях! Видя, чего добивается собака, мы подстраиваем ситуацию так, чтобы она сделала нужный нам вывод.

Мой Фирин, например, сделал вывод, что если я спокойна, то и ему тревожиться не надо, и слово «соседи» проассоциировалось у него с этим состоянием. Животные очень стремятся экономить силы, поэтому само спокойное состояние является для Фирина #положительным подкреплением. За счёт этого и образовалась нужная мне побочная связь самой ситуации, слова «соседи» и спокойного поведения Фирина в ответ на шумы за дверью. И таких примеров в нашей жизни очень много. У нас с Фирином новые слова и команды получаются сами по себе, потому что обычно я говорю Фирину первое, что пришло мне в голову. Удачные слова приживутся и запомнятся сами иногда даже с одного – двух повторений.

Разговоры с собаками никак не мешают существованию строгих команд, но они дают гораздо больше, чем команды и вскоре необходимость в последних почти отпадает. С недавних пор это самый частый отзыв на мою работу: «мы начали разговаривать со своей собакой, и она поменялась».

В первую очередь слова настраивают самих людей на более разнообразный и естественный стиль отношений, чем командно-приказной. И вскоре мы начинаем получать удовольствие от того, что нам удается легко договориться со своей собакой, а она охотно отзывается на любое общение с нами. Именно слова помогают создать более четкую настройку друг на друга. Они помогают показать собаке наше эмоциональное отношение к разным ситуациям и создать совместную программу действий на каждый случай жизни. В итоге в знакомом круге ситуаций собака уже сама знает, как себя вести, поэтому чувствует себя спокойно и уверенно. От этого легче и ей самой, и нам, ведь её поведение становится предсказуемым, и мы можем ей доверять.

Автор зоопсихолог-Адаптивист Мухамедшина Ирина.

Я занимаюсь воспитанием собак и домашних лисиц и коррекцией проблем, которые не удаётся решить с помощью дрессировки.

Это поведение животных в отсутствие хозяев (лай, вой, лужи, порча квартиры), различные формы страхов и стрессовое поведение, гипервозбудимость.

Обращайтесь ко мне - я знаю, как помочь вашей собаке.

Мой скайп kiva-vilya1