До написания данной статьи не задавался вопросом называет ли кто-то кроме меня экспозиционные параметры экспотройкой. Честно говоря, вспомнить подобных случаев не могу, впрочем это отход от темы.
Итак, данная статья будет посвящена трем основным настройкам камеры, однако в отличии большинства подобных материалов, я хочу углубиться в детали, некоторые из которых будет полезно знать в некоторых случаях.
Приятного чтения.
Экспозиция
Начнём с основы, а именно с понятия экспозиции.
Экспозиция - это количество света попавшее на матрицу или плёнку. Говоря простым языком, это освещённость нашего кадра. Измеряется в люксах на секунду, но в мире художественной и почти любой другой фотографии никто не измеряет экспозицию в лк/с.
Экспозицию характеризуют экспозиционным числом. Это число является относительным и вычисляется по формуле, которую я приводить здесь не буду, ограничусь тем, что при расчете подразумевается то, что светочувствительность равна 100 ISO и в формуле участвуют выдержка и диафрагменное число. Помечается как EV.
Светочувствительность
Параметр светочувствительности отвечает за способность светочувствительного материала - плёнки менять свою оптическую плотность при воздействии излучения, например, видимого света, измеряется в единицах ISO. На проявленной негативной плёнке светлые участки выглядят тёмными, а темные наоборот светлыми.
Существуют и другие шкалы: ГОСТ, DIN, ASA и т.д. но сейчас они не используются ввиду популярности и удобства ISO
В случае фотоматриц в цифровых камерах вышеуказанное определение не верно, так как кремниевая, и не только, матрица не меняет свою оптическую плотность, а отдаёт сформировавшийся под воздействием излучения на пикселях электрический заряд на усилитель, далее в аналогово-цифровой преобразователь и в центральный процессор, после чего записывается на карту памяти, а сформированное превью выводится на экранчик камеры.
В общих чертах разобрались с самим параметром, теперь перейдём к сути:
- В плёночной фотографии данный параметр написан на кассете с плёнкой и/или её коробке. По своей сути данный параметр носит рекомендательный характер, то есть, если вы будете снимать на плёнку ISO 200 как на ISO 200 и проявив её соответствующе, то вы получите качественное изображение с зерном, размер которого задумал производитель, однако, никто не мешает вам подбирать выдержку и диафрагму так, как если бы вы снимали на ISO 400, однако при проявке плёнки ISO 200 вы должны это учесть и проявить как ISO 400, после проявки может оказаться, что изображение стало несколько более зернистым, чем на штатных ISO 200, это называется пуш-процесс. Это пример того, что плёнка не имеет четко фиксированной светочувствительности, надпись лишь гарантирует высокое качество проявленного снимка, однако стоит учесть, что с ростом ISO увеличивается зерно на плёнке, что снижает итоговое разрешение снимка. Но если вы проявите пленку с ISO 3200 как ISO 100 вы вряд ли получите зерно как у ISO 100, так что будьте аккуратнее.
- В цифровой фотографии всё немного проще. Рост ISO приводит к росту шумов. Однако, есть такое понятие у фотоматриц как базовое ISO, это параметр при котором камера выдает изображение с минимальным количеством шума, для фотографов это не очень важно, однако в видео это один из самых важных параметров при подборе оборудования.
Базовое ISO, как можно предположить, бывает различным, но чаще всего это ISO 100, но в некоторых случаях это и ISO 200 и даже 1600, к сожалению далеко не все производители пишут этот параметр, но его можно найти в сети для вашей камеры, либо косвенным путем исходя из графиков соотношения шум/полезный сигнал, либо прямо готовым числом.
Кратко подведу основной итог: чем больше ISO - тем больше шума/зерна на фотографии, однако фотография будет светлее, соответственно чем меньше ISO, тем меньше шумов/зерна и темнее изображение.
Стандартный ряд ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200...
Выдержка
Выдержка - это время на которое открыт затвор камеры.
Выдержка измеряется в секундах и чем она длиннее тем больше света поступает на матрицу/плёнку, однако так как объекты в кадре далеко не всегда стоят на месте, да и руки у фотографов дрожат, то на длинных выдержках появляется смаз, чтобы такого не случалось выдержку следует укоротить. Если проблема в дрожании камеры, то есть простое правило: выдержка равна единице делённой на фокусное расстояние. Однако в наш век мегапикселей и стабилизаторов данное правило не очень хорошо работает, так как появилось в плёночную эпоху, когда плёнки имели низкое разрешение, а стабилизаторов в объективах/на матрицах до 95 года не было, но его можно использовать в качестве ориентировочного. В случае подвижного объекта в кадре правил нет и подходящая выдержка подбирается экспериментально и исходя из опыта фотографа.
Вроде бы всё просто, но есть нюансы и они касаются цифровой фотографии, в случае цифровых камер удлинение выдержки может приводить к появлению шумов из-за накопления теплового шума и статики на самой матрице.
Подведём краткий основной итог: чем короче выдержка, тем проще "заморозить" движущийся объект, но фотография будет темнее и наоборот, чем длиннее тем светлее кадр, но больше риск получить смаз.
Стандартный ряд выдержек: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500с...
Диафрагма
Диафрагма - это устройство в объективе способное изменять диаметр относительного отверстия объектива. Диаметр относительного отверстия объектива характеризует то, сколько света пройдёт через объектив на матрицу/плёнку, соответственно чем оно больше, тем больше света пройдёт, впрочем, учитывая то, что непосредственно сам диаметр не используют, так как он всегда разный у разных объективов, а используют диафрагменное число, которое является отношением диаметра входного зрачка объектива к заднему фокусному расстоянию, к слову, у объектива два фокусных расстояния - переднее и заднее, но на оправе пишут заднее, а входной зрачок - передняя линза объектива, но мы отвлеклись. Ввиду того, что для характеристики размера относительного отверстия используются диафрагменные числа, то увеличение данного числа говорит о том насколько мало отверстие, а уменьшение об открытости. Помимо того, что данный параметр влияет на количество пропускаемого света, он так же влияет и на ГРИП - глубину резко изображаемого пространства, чем больше закрыта диафрагма тем больше ГРИП и наоборот.
Так же есть нюанс в современной цифровой фотографии - так называемый дифракционный порог - это предел, при котором изображение будет максимально резким при определённой степени закрытости диафрагмы и если дальше её закрывать, то итоговое разрешение станет уменьшаться, а не увеличиваться. Проблема кроется в размерах кружка нерезкости, который должен быть меньше чем светочувствительный элемент - пикселя, размер кружка нерезкости уменьшается при закрытии диафрагмы, но так же со временем он начинает увеличиваться ввиду появления дифракции.
Подводим краткий итог: чем больше диафрагма - тем темнее изображении и больше ГРИП и чем меньше - тем светлее и меньше ГРИП
Стандартный ряд диафрагменных чисел: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4...
Изменение не вдвое, как раньше, а на √2
Итог
По сути все три параметра зависят друг от друга и могут как ухудшить итоговое изображение так и улучшить его, впрочем недостатки высоких или низких значений можно использовать для реализации каких-либо художественных задумок.
#фотография #экспозиция #диафрагма #выдержка #ISO