Проходили мы однажды штрек. По кровле на анкера крепили сварной сеткой из проволоки-шестёрки. Штрек прошли уже более километра. По одному борту смонтирован ленточный конвейер, по другому настелен рельсовый путь. С уклона, как и полагается, заезд в нашу выработку, тут же установлена лебёдка. Но интересно не это, а совсем другое обстоятельство. Метров через 50 пласт угля плавно «ныряет» вниз, следовательно штрек превращается в пологий уклончик – эдакий спуск разгона метров 20, а далее до самого забоя штрек идёт горизонтально без «танцулек» вверх-вниз.
Перед началом смены нам нужно было из заезда доставить до забоя две площадки с сеткой и вагон с анкерами, иначе нам крепить будет нечем. У доставщиков смена выдалась заполошенная, они завершить свой наряд не успели. Нам не в тягость притащить три единицы все разом, тут делов-то совсем ничего. В общем, не впервой – работа знакомая.
Спустились по уклону до заезда – все три единицы стоят, под скаты подложены деревяшки. Трос из забоя размотан, пока ещё не прицеплен за крюк первой площадки, петля лежит между рельсов. Цепляем тросом от лебёдки в заезде вагон (он стоит последним, перед ним – две площадки), убираем стопор-деревяшку из-под колёс и потихоньку подтягиваем к петле забойной лебёдки. В виду того, что проволочная сетка габаритная по длине, единицы между собой сцепляли цепями от конвейера СР-70. Подталкиваем их до спуска пологого уклончика; звеньевой одной рукой помогает толкать, в другой держит деревяшку чтобы вовремя сунуть её под скаты. Мы всегда так делали и всегда было very well (очень хорошо). Но только не в этот раз.
Единицы дотолкали до уклончика, тут уже и лебёдкой в заезде можно тормознуть состав. Первая площадка с сеткой пошла на уклон – пора тормозить и цеплять трос забойной лебёдки. Звеньевой привычным движением пихает деревяшку под задние скаты последнего вагона. Средняя и последняя единицы остановились. Светим на первую единицу и с удивлённым выражением лиц наблюдаем, как площадка с сеткой лихо поехала вниз по уклончику, стремительно набирая скорость. Запустили «орла», что теперь будет – неизвестно. Светим вслед убегающей площадке, пока она не растворилась в темноте. Доносящийся до нас перестук колёс на стыках рельсах радует – это значит, что площадка пока не забурилась. Но звук становится всё слабее и слабее, пока он совсем не стих.
На наше счастье в забое никого нет – старая смена уже ушла. Шум от «пернатого» мы уже не слышали – далеко «улетел». Завтра на наряде начальник нам «перья» в копчик понавтыкает, сделает из нас «страусов». Такова наша доля, сами оплошали. Теперь нам остаётся плечами пожимать и гадать, как у нас первая площадка отцепленной оказалась. Втроём умудрились проглядеть! А ещё площадка сейчас забурится (или уже забурилась) и выбьет несколько пролётов ленточного става. Надо будет разбуривать площадку и восстанавливать конвейер. В общем, натворили делов.
Остаюсь на лебёдке (оставшиеся площадку и вагон надо доставлять), звеньевой и комбайнёр пошли в забой. Прицепил забойный трос к площадке, свою лебёдку застопорил, жду сигналов.
Минут примерно через 15 по селектору звеньевой мне говорит:
– Притормаживай! Поехали в забой!
У меня челюсть отвисла. Спрашиваю:
– А «орёл»?
Звеньевой смеётся:
– Не буянил, нигде не забурился. До забоя метров 50 не доехал. Дотолкали, сейчас на месте стоит.
Круто нам повезло! Смена не будет заполошенной, про наш косяк никто ничего не узнает. Так и произошло.
Прошло несколько дней. Завершается первая смена. Пора бы уже на-гора выдвигаться. В забое ремонтники чуток задержались, мы вышли в заезд вместе с бригадиром. Стоит площадка с сеткой, бригадир сетует:
– В забое сетки мало осталось. Надо бы доставить, как назло трос в забое.
Глянули на лебёдку. Действительно, барабан практически пустой. Выматывать оба троса, предварительно сцепив их «лягушкой» («жабой»), опустить – в общем, времени много уйдёт. Звеньевой подошёл к селектору, кричит в забой:
– Встречайте сетку! Бойтесь!
Нам показывает на площадку, мы сразу же сообразили что задумал звеньевой. На глазах у изумлённого бригадира растолкали единицу с сеткой и пустили своим ходом в забой. Бригадир опомнился, когда «орёл» весело покатился по рельсам в темноту:
– Да вы вредители!!! Я вас из бригады выгоню!!! Премии лишу...
Звеньевой на бригадира:
– Остынь и не шуми. Нервишки у тебя шалят – пора в гараже «успокоительное» принимать.
Бригадир в гневе размахивал руками словно пытается взмыть ввысь как орёл. Наконец из селектора раздался бодрый голос электрослесаря из ремонтной бригады:
– Сетку встретили. Доехала нормально.
Бригадир повеселел, подскочил к селектору:
– Что, нигде не забурилась?
Электрослесарь из забоя отвечает:
– Ну говорю же – доехала нормально.
Звеньевой расплылся в улыбке:
– Ну вот видишь, а ты боялся.
Бригадир покосился на нас:
– Ох, чует моя чуйка – не в первый раз вы «орла» запустили.
Звеньевой кивает головой:
– Было дело. Опыт есть.
Бригадир в шутку погрозил пальцем:
– Ну, «диверсанты»... Ладно, идём на-гора. Чего тут стоять? Сетку доставили. – И хитро нам подмигнул: – Тихушники-«рационализаторы»!