Найти тему
Шахтёр

В шахте случайно из заезда упустили «орла». А потом специально пускали его по штреку.

Проходили мы однажды штрек. По кровле на анкера крепили сварной сеткой из проволоки-шестёрки. Штрек прошли уже более километра. По одному борту смонтирован ленточный конвейер, по другому настелен рельсовый путь. С уклона, как и полагается, заезд в нашу выработку, тут же установлена лебёдка. Но интересно не это, а совсем другое обстоятельство. Метров через 50 пласт угля плавно «ныряет» вниз, следовательно штрек превращается в пологий уклончик – эдакий спуск разгона метров 20, а далее до самого забоя штрек идёт горизонтально без «танцулек» вверх-вниз.

Перед началом смены нам нужно было из заезда доставить до забоя две площадки с сеткой и вагон с анкерами, иначе нам крепить будет нечем. У доставщиков смена выдалась заполошенная, они завершить свой наряд не успели. Нам не в тягость притащить три единицы все разом, тут делов-то совсем ничего. В общем, не впервой – работа знакомая.

Спустились по уклону до заезда – все три единицы стоят, под скаты подложены деревяшки. Трос из забоя размотан, пока ещё не прицеплен за крюк первой площадки, петля лежит между рельсов. Цепляем тросом от лебёдки в заезде вагон (он стоит последним, перед ним – две площадки), убираем стопор-деревяшку из-под колёс и потихоньку подтягиваем к петле забойной лебёдки. В виду того, что проволочная сетка габаритная по длине, единицы между собой сцепляли цепями от конвейера СР-70. Подталкиваем их до спуска пологого уклончика; звеньевой одной рукой помогает толкать, в другой держит деревяшку чтобы вовремя сунуть её под скаты. Мы всегда так делали и всегда было very well (очень хорошо). Но только не в этот раз.

Единицы дотолкали до уклончика, тут уже и лебёдкой в заезде можно тормознуть состав. Первая площадка с сеткой пошла на уклон – пора тормозить и цеплять трос забойной лебёдки. Звеньевой привычным движением пихает деревяшку под задние скаты последнего вагона. Средняя и последняя единицы остановились. Светим на первую единицу и с удивлённым выражением лиц наблюдаем, как площадка с сеткой лихо поехала вниз по уклончику, стремительно набирая скорость. Запустили «орла», что теперь будет – неизвестно. Светим вслед убегающей площадке, пока она не растворилась в темноте. Доносящийся до нас перестук колёс на стыках рельсах радует – это значит, что площадка пока не забурилась. Но звук становится всё слабее и слабее, пока он совсем не стих.

На наше счастье в забое никого нет – старая смена уже ушла. Шум от «пернатого» мы уже не слышали – далеко «улетел». Завтра на наряде начальник нам «перья» в копчик понавтыкает, сделает из нас «страусов». Такова наша доля, сами оплошали. Теперь нам остаётся плечами пожимать и гадать, как у нас первая площадка отцепленной оказалась. Втроём умудрились проглядеть! А ещё площадка сейчас забурится (или уже забурилась) и выбьет несколько пролётов ленточного става. Надо будет разбуривать площадку и восстанавливать конвейер. В общем, натворили делов.

Остаюсь на лебёдке (оставшиеся площадку и вагон надо доставлять), звеньевой и комбайнёр пошли в забой. Прицепил забойный трос к площадке, свою лебёдку застопорил, жду сигналов.

Минут примерно через 15 по селектору звеньевой мне говорит:

– Притормаживай! Поехали в забой!

У меня челюсть отвисла. Спрашиваю:

– А «орёл»?

Звеньевой смеётся:

– Не буянил, нигде не забурился. До забоя метров 50 не доехал. Дотолкали, сейчас на месте стоит.

Круто нам повезло! Смена не будет заполошенной, про наш косяк никто ничего не узнает. Так и произошло.

Фото автора. Со звеньевым отработали вместе несколько лет, друг друга понимали без слов.
Фото автора. Со звеньевым отработали вместе несколько лет, друг друга понимали без слов.

Прошло несколько дней. Завершается первая смена. Пора бы уже на-гора выдвигаться. В забое ремонтники чуток задержались, мы вышли в заезд вместе с бригадиром. Стоит площадка с сеткой, бригадир сетует:

– В забое сетки мало осталось. Надо бы доставить, как назло трос в забое.

Глянули на лебёдку. Действительно, барабан практически пустой. Выматывать оба троса, предварительно сцепив их «лягушкой» («жабой»), опустить – в общем, времени много уйдёт. Звеньевой подошёл к селектору, кричит в забой:

– Встречайте сетку! Бойтесь!

Нам показывает на площадку, мы сразу же сообразили что задумал звеньевой. На глазах у изумлённого бригадира растолкали единицу с сеткой и пустили своим ходом в забой. Бригадир опомнился, когда «орёл» весело покатился по рельсам в темноту:

– Да вы вредители!!! Я вас из бригады выгоню!!! Премии лишу...

Звеньевой на бригадира:

– Остынь и не шуми. Нервишки у тебя шалят – пора в гараже «успокоительное» принимать.

Бригадир в гневе размахивал руками словно пытается взмыть ввысь как орёл. Наконец из селектора раздался бодрый голос электрослесаря из ремонтной бригады:

– Сетку встретили. Доехала нормально.

Бригадир повеселел, подскочил к селектору:

– Что, нигде не забурилась?

Электрослесарь из забоя отвечает:

– Ну говорю же – доехала нормально.

Звеньевой расплылся в улыбке:

– Ну вот видишь, а ты боялся.

Бригадир покосился на нас:

– Ох, чует моя чуйка – не в первый раз вы «орла» запустили.

Звеньевой кивает головой:

– Было дело. Опыт есть.

Бригадир в шутку погрозил пальцем:

– Ну, «диверсанты»... Ладно, идём на-гора. Чего тут стоять? Сетку доставили. – И хитро нам подмигнул: – Тихушники-«рационализаторы»!

-3