Найти в Дзене
На берегах Терека

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1830-х гг. (продолжение)

1836 г.

Полковник Н.П.Пулло не добившись основной цели экспедиции в марте 1836 г., а именно изгнать 1836 года Ташав-хаджи из нового убежища на реке Гудермес, беспокоился не зря, отправляя дополнительные силы в земли кумыков. Как только правительственные войска ушли в места постоянной дислокации на Тереке, чеченцы стали собираться в еще больших силах. Из рапорта Главнокомандующего барона Г.В.Розена к Военному министру графу А.И.Чернышеву, от 23 апреля, за №364 известно дальнейшее развитие событий. Ташав-хаджи почувствовав уверенность в своих силах, не стал терять время и стремительно окружил большое селение Старый Аксай. Получив известие о подобном происшествии главный кумыкский пристав полковник князь Мусса Хасаев немедленно поспешил на помощь осажденным во главе 200 конных кумыков и присоединив к ним 100 линейных казаков, с 2 конными орудиями из близлежащего укрепления Таш-Кичу. В ходе скоротечного боя чеченцы не стали особо упорствовать и в полном порядке отошли в окрестные леса, дожидаясь подхода свежих подкреплений.

Полковник Н.П.Пулло получив известие о достаточно серьезном происшествии на Кумыкской плоскости, прихватив с собой казачью сотню и роту егерей быстро направился к укреплению Таш-Кичу. Предварительно распорядился усилить караульную службу на Терском левобережье, т.к. через хорошо оплачиваемых лазутчиков узнал, что сбежавший староюртовский мулла Уди, ближайший соратник Ташав-хаджи готовит конный отряд для нападения на одну из казачьих станиц. В свою очередь полковник князь М. Хасаев наблюдая, как численность чеченцев вблизи кумыкских поселений увеличивается 7 и 8 апреля, распорядился срочно отправить большую часть жителей селения Старый Аксай в укрепление Таш-Кичу под защитой целого пехотного батальона, 100 казаков и 2 конных орудий. Однако взять под защиту все окрестные селения и вывести жителей из опасной зоны не удалось, чем и воспользовался мятежный предводитель горцев. Так, вся община Болчи-Аула отказалась присоединится к шариату и попыталась укрыться в лесах, но была быстро обнаружена сторонниками Ташав-хаджи. Старшину селения чеченцы увезли с собой и забрав все ценное сожгли все дома Болчи-Аула.

Никем не обеспокоенные значительные отряды чеченцев, спокойно оставались в ближайших окрестностях у селения Старый Аксай, пока в ночь с 9 на 10 апреля Уди-мулла не отправился в скоротечный набег. Выделенная Ташав-хаджи часть чеченской конницы через Мичиковское ущелье вышла к аулу Автуры, где получила свежее подкрепление. Никем не замеченный отряд переправился через реки Сунжа, а затем Терек и утром напал на занятых на полевых работах жителей станицы Щедринской. Узнав о вторжении на Терское левобережье полковник Н.П.Пулло передал командование главному кумыкскому приставу полковнику князю М. Хасаеву, а сам 11 апреля с имеющимися казаками пошел на перехват партии набежчиков. По дороге получив известие, что конницу Уди-муллы уже преследуют, не стал рыскать по окрестным лесам и прибыл в крепость Грозную. Дополнительно взяв еще 1 батальон пехоты, 100 казаков и 2 орудия прибыл 15 апреля к укреплению Таш-Кичу. Оценив обстановку командир отряда, не стал ввязываться в малоперспективную перестрелку с отрядами чеченцев, а направился к селению Ойсунгур, куда и прибыл 16 апреля. На следующий день потребовал к себе всех старейшин качкалыковских аулов и после грозного предупреждения не оказывать какой либо помощи мятежникам, взял со всех обществ аманатов.

О дальнейшем развитии крайне неприятных событиях для военной администрации на левом фланге Кавказской Линии сообщается в рапорте Главнокомандующего барона Г.В.Розена к Военному министру графу А.И.Чернышеву, от 7 мая 1836 г., за №431. Вместо того, чтобы попытаться пресечь крайне нежелательные действия Ташав-хаджи и Уди-муллы на Кумыкской равнине, полковник Н.П.Пулло с сильным отрядом подошел к ауховскому селению Качкар-Юрт, на реке Аксай. Вызвал к себе старейшин, сделал им строгое предупреждение и взял аманатов в знак покорности.

Уди-мулла Гордалинский
Уди-мулла Гордалинский

По прошествии трех дней российские войска стали укрепленным лагерем между аулами Акташ-Аух и Кишен-Аух, куда вскоре самостоятельно прибыли старейшины от не мирного ичкеринского селения Гилян с аманатами. Добившись от части ичкеринцев обещания не проявлять враждебных действий, полковник Н.П.Пулло возвратился к качкалыковцам, став лагерем около аула Ноен-Берды. Вызванные к командиру отряда старейшины из селений расположенных на реке Мичик, заверяли российского офицера в своих мирных намерениях. Однако успешные действия чеченских партий Ташав-хаджи уже принесли свои результаты. Несмотря на уговоры старейшин большинство жителей уже приняли законы шариата, отказались представить аманатов и оставив свои дома удалились в труднодоступные лесные заросли. Напрасно потратив время на дальнейшие переговоры, полковник Н.П.Пулло не добившись ощутимых сдвигов покинул неспокойные места, так и не сумев поколебать веру горцев в своих вождей. Оставив в отдаленном укреплении Амир-Аджи-Юрт «для наблюдения» 2 батальона Куринского егерского полка, с 5 орудиями и 150 линейных казаков, он спокойно удалился, предоставив горцам на стыке границ Чечни и Дагестана решать, какую поддержать сторону.

Таким образом уже 1836 г. на левом фланге Кавказской Линии командование правительственных войск стало утрачивать военную инициативу и не особо понимало ход своих дальнейших действий и даже зная о готовившемся набеге не смогло его предотвратить. Предводители горцев Ташав-хаджи и Уди-мулла в полной мере воспользовались сложившейся ситуацией и уже могли без особого риска делить имеющиеся в их распоряжении силы и наносить удары в выбранных ими местах, пока отдельные подразделения пехоты и казаков без особого успеха перемещались на десятки километров. Дальнейшие действия полковника Н.П.Пулло и генерала К.К.Фезе только ухудшили и без того сложную военно-политическую обстановку, что и привело к взрыву общего негодования чеченцев уже через несколько лет.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.