Как известно, подавляющее большинство произведений Платона написано в форме диалога. Частым участником этих разговоров является Сократ, в уста которого Платон обычно вкладывал и свое понимание рассматриваемой проблемы (но не только в уста Сократа). Диалоги часто называются по имени одного из персонажей (но не всегда). Вот и "Тимей" назван так потому, что среди собеседников есть такой человек. Кроме него, в разговоре участвуют Сократ, Критий и Гермократ. Они ведут беседу на тему возникновения и устройства Вселенной.
Читатель как будто попадает в компанию друзей, которые продолжают начатый ранее разговор. Из их реплик понятно, что они обсуждают недавнюю речь Сократа об идеальном государстве, но подводят к этой теме очень издали, начиная дискуссию, ни много, ни мало, с вопроса о возникновении мира. Первым высказывается как раз Тимей. Он говорит о том, что невозможно рассматривать возникновение Вселенной без учета его Творца, Демиурга, вечного первообраза.
Устами Тимея #Платон говорит, что Вселенная создана Демиургом, который является благой силой, превратившей первоначальный хаос в космос, упорядочив его.
Вселенная - живая, а раз так, то должна обладать умом. Но это невозможно без наличия души. То есть, если Вселенная разумна, то, значит, и одушевлена. Она также едина, и все живое, что в ней содержится, является ее частью. #Вселенная уникальна, потому что уникален ее первообраз, который един. Основные физические элементы Вселенной - огонь и земля, и они нуждаются в воде и воздухе, с которыми взаимодействуют. В результате все четыре элемента образуют единое целое.
По своей форме Вселенная представляет собой сферу, состоящую из различных частей, свойства которых зависят от их целей.
Мы видим, что сперва речь идет о физическом устройстве мира. Но мы помним, что, по Платону, у Вселенной есть и душа. Она тоже имеет свое устройство. Тут есть два круга - Тождественного и Иного, они пересекаются и связаны с разными типами объектов познания. Не забываем, что душа тесно связана с умом, значит, проявляет себя в познании. Получается, что Вселенная имеет как материальное устройство, состоящее из небесных тел, движущихся по своим орбитам, в физическом смысле возникших из сочетания четырех стихий, так и духовное - а это ум и душа мира.
Итак, чтобы возник мир, изначально должен существовать вечный первообраз. Под его влиянием Демиург начинает свое дело.
Однако, помимо Творца, есть и вспомогательные причины возникновения мира. Проще говоря, это тот материал, так называемые "приметы", из которого потом Демиург создает Космос. Эти приметы и становятся потом четырьмя элементами - водой, огнем, землей, воздухом. Их физическая основа - правильные многогранники, которые формирует Творец. Каждая грань состоит из половинок разных треугольников, это и есть простейшие элементы физического мира - корпускулы.
Помимо Ума, во Вселенной действует еще Необходимость, и, объединив усилия, они воздействуют на людей. Но про то, как Платон понимал сущность человека и его происхождение - это уже другая история.
#философия
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Потрясающий памятник сожженным книгам в Берлине