В России построили судно, сплошь начиненное инновационными технологиями. Среди таких - возможность частично беспилотного управления.
«Пионер-М» - научно-исследовательское судно, которое создавалось несколькими компаниями. Впервые здесь будет применяться метод безэкипажного судовождения. Строится новый НИС для Севастопольского государственного университета. Представляет он собой катамаран с корпусом из композита, что тоже отчасти является новаторским решением.
На борту будет расположено различное оборудование для исследований. Специальные лаборатории будут выполнены в виде модулей, их можно будет менять в зависимости от задач, выполняемых учеными.
Сам проект впервые разрабатывался с привлечением не только опытных конструкторов, но и студентов. По сути, разработка тоже стала своеобразным экспериментом.
Рабочая конструкторская документация для создания такого инновационного объекта обошлась в 21,5 млн рублей.
На самом деле, стоит оговориться, что абсолютная безэкипажность пока остаётся под вопросом, и на деле судно, скорее, стоит назвать малоэкипажным. Даже если с точки зрения технологий разработчики будут на 100% уверены в безопасности и эффективности, то вопрос возникнет в нормативно-правовом аспекте. Пока нет узаконенных регулируемых правил судоходства в этом направлении, о полном уходе человека от штурвала речь не идёт.
Так в чем же тогда инновации?
В итоге, на борту судна будет обязательная команда экипажа, пусть и в меньшем количестве. Но зато катамаран в беспилотном режиме сможет самостоятельно решать ряд задач без участия человека. Например, причаливание, швартовка, отчаливание, обработка и обмен информацией и пр. Стоимость эксплуатации и обслуживания катамарана при этом заметно снизится.