-Недавно в газете «Завтра» вышел цикл статей ваших, под общим названием «Жизнь и смерть капитализму». И одна из этих статей содержит некоторую новую совершенно для меня информацию, потому что предыдущие статьи были, отчасти, концентрированной информацией, связанная с предыдущими вашими выступлениями, а четвертую часть вы даже не проговаривали. Речь шла о крушении современной мировой экономики и глобального мира. Интересно, как именно элиты будут делиться? Что будет с элитами, вы как раз пишите о том, как будет делиться верхний слой.
Он уже делится. Эта пирамида делится следующим образом: верх – это, так называемые, эксисты, от английского слова “access” – доступ. Это платформы надзорного капитализма, как его называют, затем идет финансовый сектор, потом «технотроника», а самый низ – это промышленный капитал, это то, что и было с великой Америкой 30-ых годов, и то, что пытался возродить Трамп, когда он говорил «сделаем Америку великой опять». Речь шла о том, что те, кто был бенефициаром тех годов, он хотел, опираясь на них, вытащить те слои, которые поддерживают самого Трампа. Та часть финансового капитала, которая завязана на промышленности. То есть, с точки зрения научной, я не употребляю этот термин, как негативный, но, это такой «реакционный» проект. У нас почему-то Трампа считают националистом, ничего подобного, просто есть несколько разных моделей глобализации, и Трамп, безусловно, умеренный глобалист. Он не выступает против МВФ или всемирного банка, он считает, что государство должно быть под этими структурами.
И вот эти совершенно новые структуры, о которых хотелось бы поговорить и представить книгу Шушаны Зубов «The age of surveillance capitalism». «Surveillance» - слово очень хитрое, потому что чаще всего его переводят, как «надзор», «надзирать». Это именно надзор и контроль, так его и называют «надзорный капитализм». То, что Шушана Зубов назвала надзорным капитализмом, капитализмом ни в коем случае не является. Она сама показывает, что это не капитализм, это нечто новое и значительно менее приятнее, чем сам капитализм.
Первое, что она говорит – это то, что надзорный капитализм не является контролем над средствами производства, а над средствами модификации поведения. Здесь главный фактор, который отчуждается – это поведение. Она пишет, что Google изобрел надзорный капитализм так же, как и в начале 20-ого века General Electric изобрела менеджериальный капитализм. И продукты вот этого надзорного капитализма, они не являются объектами обмена, что характерно для капитализма. Они не создают конструктивное отношение производитель-потребитель, они упаковывают наше поведение, привычки и опыт таким образом, что они служат чужим интересам, а человек становится сырьем. И вот этот надзорный капитал знает о нас абсолютно всё, а мы о нем ничего.
Благодарю за прочтение статьи, надеюсь она была вам интересна и полезна. Прошу вас подписаться, поставить лайк, а также оставить своё мнение в комментариях.
До новых встреч на моём канале!