За последний год выложив с десяток кинорецензий, обнаруженных в газетах первой половины 1950-х, я уже свыкся с тем, что отзывы, как и большинство фильмов тех лет, пропитаны идеологией (хорошо это или плохо - сейчас уже неважно). Можно понять моё удивление, когда в статье, напечатанной немногим позже - в сентябре 1961 года - ничего похожего и в помине не было. Совсем другая эпоха на дворе, которая подарила кино совсем иного толка - романтического, но вне трудовых, ратных и прочих подвигов.
Остался один вопрос. И когда же автор (а судя по интонации, это женщина) успела так проникнуться творчеством Александра Грина? Ведь его книги с 1940 и вплоть до 1956 года в СССР не издавали, а сам он попал в список идейно вредных и классового чуждых - чуть ли не антисоветских. По крайней мере, космополитом давно почившего писателя резвые литкритики конца 40х точно обзывали. Впрочем, не исключено, что эти дифирамбы повести "Алые паруса" "спела" дама более старшего поколения, хорошо знакомая с первоисточником с довоенных лет. Тем интересней узнать её мнение и о только что вышедшей экранизации, для нас давным-давно ставшей классикой отечественного кинематографа:
МЫ — ЗА РОМАНТИКУ!
(Заметки о фильме "Алые паруса")
В одной из шумных дискуссий о значении прекрасного в жизни человека кто-то горячо воскликнул: «Человек, отправляясь в космос, возьмёт с собою ветку сирени». Даже там, в далёком звёздном мире, властелин почти фантастической техники не сможет расстаться с частицей земной красоты. Мне припомнились эти слова, когда в городе появились афиши нового фильма со стремительным бригом под алыми парусами.
«Алые паруса» Александра Грина... Взрослея и вырастая, мы уносим их с собою в сердце в большую жизнь. В век космических полётов и атомных ледоходов парусники Грина не стареют, как не стареет вечная потребность человека в нежности, любви и красоте.
«Раз ты человек — мечтай!» — провозгласил в своём творчестве писатель неистовых романтиков, и в этом секрет его молодости. Великий фантазёр и выдумщик, Грин создал на страницах свои города и страны, пронизанные солнечным ливнем и запахом моря, населил их племенем людей яростных и непокорных, собственными руками творящих чудеса.
Не только красивая фантазия и выдуманный мир дорог нам в Грине. Но, пожалуй, прежде всего невыдуманные вечные человеческие чувства. Писатель наделил своих героев особым поэтическим «видением» мира, высоким строем чувств, щедрой душой. Поэтому жизнь раскрывается им во всей своей красоте и невыразимой сложности.
Феерия «Алые паруса» — мечта о прекрасном человеке, душа которого «таит в себе зерно пламенного растения-чуда». Сказка и жизнь поселились в ней совсем рядом. Фантастический мир феерии — это наша земля, увиденная влюблёнными глазами. Посмотрите вокруг себя так, и вы убедитесь, что Александр Грин не такой уж фантазёр, просто он умеет видеть и любить. Вот, на наш взгляд, ключ к творческому прочтению Грина.
Пожалуй, в тот момент, когда на экране похожая на солнечный луч маленькая трепетная Ассоль мчится вдоль ручья за своей убегающей игрушкой — алым парусником, десятки и сотни представлений о Грине слились в одно: «Совершенно такой!». А потом этот завораживающий бег кораблика вдруг оборвался, и мы встретились со старым сказочным Эглем (Н. Волков). И снова воскликнули: «Совершенно такой»!
Это был гриновский герой, тог самый Эгль. чудак, влюблённый в траву, в деревья и в песни. Это он подарил дочери моряка, маленькой Ассоль, в душе которой прочёл «невольное ожидание прекрасного», чудесную сказку.
— Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны. прямо к тебе. Тогда ты увидишь храброго, красивого принца... Это будет, конечно, — сказал старый Эглъ, и столько веры было в его словах, и столько влюблённости в прекрасное, что мы поверили ему вместе с маленькой героиней фильма.
Так, наверное, и надо ставить Грина, — подумалось тогда. Очень доверяя ему, влюбляясь заново в каждую страницу.
Но чем дальше смотришь фильм, тем чаще возникает чувство досады: «Грин неизмеримо сложнее!» Есть в фильме режиссёра А. Птушко немало удач, которым хочется от души аплодировать. Но они не стали в фильме главным. Так же, как великолепный эпизод рождении сказки об алых парусах не сумел настроить весь фильм на высокую романтическую ноту.
Зёрнышко сказки упало на щедрую почву поэтической души Ассоль и превратилось в сильную, как жизнь, мечту о счастье.
В этой мечте много мужества. Она — дерзкий вызов жителям Каперны, знающим только заурядные желания заурядных душ. Да и сама Ассоль, это «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов», в своей деревне кажется «ненормальной» безнадежно нормальным обывателям.
— Почему нас не любят? — спрашивает маленькая Ассоль у отца.
— Разве они умеют любить? — отвечает он ей. — Надо уметь любить.
«Здесь не поют песен, здесь не рассказывают сказок». Вот она Каперна, живущая под знаком духовной сытости. И в ней — Ассоль с её трепетным внутренним миром, воплощенная мечта Грина о прекрасном человеке. Ассоль, которая умеет разговаривать с природой на её языке, испытывать восторг до слёз, и безудержное, необъяснимое волнение от соприкосновения с прекрасным, юная мечтательница, расцвечивающая весь мир паутиной своей фантазии.
К сожалению, этот очень важный конфликт повести, почти стёрся в фильме, потерял гриновскую силу. И вместе с этим потускнели краски образа Ассоль (А. Вертинская).
Юная актриса создает образ чистый и нежный. Даже в её внешнем облике мы узнаем поначалу «подругу серебристых облаков» — Ассоль. Но вся сложнейшая гамма человеческих чувств осталась где-то за пределами экрана. И снова приходит невольное разочарование: Грин неизмеримо сложнее.
Как играть Грина? Очень трудно ответить на этот вопрос. Наверное. так, как играет Н. Волков Эгля, а чудесный актер С. Мартинсон — старого угольщика Филиппа. С полным доверием к своему герою, а главное, постоянно прислушиваясь к внутренней музыке образа, проникнувшись его «духовным зрением».
Именно этим и объясняется удача В. Ланового, очень верно почувствовавшего внутреннее состояние своего героя. У его Грэя, совсем как у гриновского — такая же «странная летящая душа», где раз и навсегда поселилось море с его неисчерпаемой романтикой. И так же, как гриновский герой, он умеет «одной ногой стоять на земле, другой на небе».
Он из тех, кому в фильме очень под стать гриновские чудеса. Сам мечтатель, хорошо знающий, что путь к мечте не лёгок, он во имя своей любви, во имя веры Ассоль в чудо делает это чудо для неё — подымает алые паруса.
Пожалуй, это самая большая удача фильма, его кульминационный момент, когда на горизонте затрепетали вдруг алым пламенем эти фантастические паруса. Вспыхнув «неудержимыми слезами вдохновенного потрясения», протянула к ним руки Ассоль. Уже навстречу «чуду», опровергающему все законы «здравого смысла», бежала изумленная и испуганная Каперна. А корабль с парусами «цвета глубокой радости» подходил все ближе и ближе...
Постановщикам фильма нужно было бы здесь и поставить точку, закончить фильм на этой высокой звенящей ноте. И снова им не хватило доверия к Грину и зрителям (а вдруг не поймут?). Toгда появился финал фильма — безвкусно помпезный, с длинными здравицами в честь героев.
В то время, как с экрана «под занавес» старательно преподносились в готовом виде идеи фильма, медленно уходило из зрительного зала гриновское очарование. Стоило исчезнуть главному герою феерии — воображению — и тотчас потускнели краски, пропало волнение.
Пожалуй, в этом и кроется «секрет» побед и поражений первого фильма, снятого по мотивам повести Александра Грина. Там, где царствует воображение и романтика, мы узнаем «почерк» писателя: отлично снятые картины моря, леса, интерьер замка Грэя — великолепная работа художника Л. Шенгелия и операторов Г. Цекавого н В. Якушева.
Там, где сила фантазии и приподнятость чувств уступает место скучной обыденности, фильм терпит крупные неудачи.
Может быть, к этим неудачам зрители излишне строги. Это от того, что нам дорог знакомый с детства волнующий сложный мир «Алых парусов», мир прекрасных людей и высоких чувств. Мы за романтику на экране и в жизни!
Н. БОНДАРЕНКО.
Южно-Сахалинск.
(с) OCR и подготовка оригинального текста статьи — Albert Magnus
#экранизации книг #александр грин
#кинорецензии из старых газет #лидеры советского кинопроката