21 сентября власти Судана предотвратили попытку очередного военного переворота, который попытались совершить офицеры бронетанкового корпуса.
Читатели моего канала спросят: ну и на кой ляд нам эта информация? Дело в том, что Россия твердо заявила о своих намерениях вернуться в разряд мировых морских держав. Военному флоту, претендующему на господство в морях, нужны базы в ключевых точках мирового океана. Одной из таких точек является Красное море, где пересекаются стратегические торговые потоки из Азии в Европу. Кроме того, военная база на Красном море надежно прикроет наш южный фланг на Ближнем Востоке, а конкретно – в Сирии. Немалую роль играет и возможность нанесения с морской базы ударов по сомалийским пиратам. Как известно, российские военные не особо церемонятся с этими бандитами, а наличие поблизости морской боевой группировки и вовсе отобьет у разбойников желание приближаться к судам под флагом России.
СССР, в свое время, решил проблему баз на Красном море кардинально. В Индийском океане несла боевое дежурство 8-я оперативная эскадра кораблей, сформированная из военных судов Тихоокеанского флота. Для базирования кораблей в конце 1960-х годов началось строительство мощной военной базы в сомалийском городе Бербера. Это был отлично оборудованный порт, уникальный аэродром, узел связи, станция слежения, хранилища для тактических ракет и топлива, жилые помещения на 1500 человек. Построенная СССР взлетно-посадочная полоса длиной более четырех километров могла принимать стратегические ракетоносцы. За оперативные возможности базу прозвали «Стражем Красного моря».
В 1977 году из-за изменения политической обстановки наши корабли вынуждены были покинуть базу в Бербере (ее тут же заняли США). Тогда советская база (точнее уже пункт материально-технического обеспечения) «переехала» на остров Нокра эфиопского архипелага Дахлак. Но наступил 1991 год… Новому правительству России стали не нужны ни военные базы, ни флот, ни армия. Наши руководители были озабочены тем, как бы половчее снять штаны и повернуться задом к США и набить карманы американскими долларами.
Прошли десятилетия… Ситуация изменилась и Россия вновь крепко встала на ноги. Мы довольно уверенно возвращаем позиции в мировом океане, утраченные после развала СССР. В Индийском океане опять несет вахту наша военно-морская группировка. На Ближнем Востоке в сфере российского влияния находится Сирия. Нам опять оказалась нужна военно-морская база в Красном море.
Сейчас на побережье Красного моря находятся военные базы США, КНР, Франции, Италии и Японии. Все они расположены в небольшой, но стабильной африканской стране Джибути, выгодно расположенной на стыке Красного моря и Аденского залива. На базах Франции также присутствует немецкий и испанский военные контингенты. В планах открытие военных баз СА, ОАЭ и Турции. Правительство Джибути делает выгодный бизнес на сдаче земли под строительство иностранных военных баз, но вот России почему-то отказала. Ну как отказала? Джибути предложила нам неприемлемый кусок земли с затрудненным выходом к морю. Очевидно, что не обошлось без руки дядюшки Сэма…
Начался поиск новых вариантов размещения российской военно-морской базы в акватории Красного моря. Лично я полагаю, что нам бы не отказали бы хуситы Йемена. Стратегически их побережье Красного моря расположено не хуже, чем у Джибути. Россия помогла алавитам в Сирии, так почему бы не помочь и хуситам в Йемене? Тем более, что они сами искали военных контактов с нашей страной? Хуситы уверенно контролируют свои земли. Более того, наносят чувствительные удары по правительственным войскам, саудитам и их черной гвардии – суданским военнослужащим. То, что они победят и отстоят за собой Северный Йемен, теперь не вызывает сомнений. В этом году президент США Джо Байден заявил, что прекращает поддержку наступательных операций арабской коалиции в Йемене и начинает поиск мирных путей урегулирования конфликта. Теперь уже саудовской королевской семье в пору беспокоиться, как бы шииты половину их пустыни не захватили.
Но тогда – в 2015 году – в Йемене было слишком горячо. Да и строительство военной базы на земле повстанцев испортило бы отношения России со многими странами арабского мира. И тогда взгляд российских политиков и военных пал на Судан. Там уже более четверти века правил Омар Хассан аль-Башир и его власть казалась относительно стабильной (даже несмотря на потерю Южного Судана).
За строительство пункта технического обслуживания флота в Порт-Судане аль-Башир запросил помощь в строительстве ряда электростанций (в т.ч. атомных) и оружие. Предварительные договоренности о строительстве военного объекта были достигнуты, но в 2019 году в Судане произошел военный переворот. Тут же пошли слухи о том, что новые власти Судана откажут России в строительстве базы ВМФ. В регионе активизировались американцы. Они тут же исключили Судан из списка стран, поддерживающих терроризм, и развернули бурную деятельность в этом государстве. Но все-таки России удалось отстоять свои интересы. Год назад Россия и Судан подписали соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Порт-Судане. Россия сможет размещать там не более четырех кораблей одновременно, при этом допускается размещение кораблей с ядерной энергетической установкой.
Настоящее соглашение действует в течение 25 лет и автоматически продлевается на последующие 10-летние периоды, если ни одна из сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую сторону о своем намерении прекратить его действие - говорится в документе.
10 дней назад Судан захотел внести изменения в это соглашение. Власти Судана рассчитывают получить от России экономическую помощь. При этом соглашение на аренду территории под российский пункт материально-технического обслуживания подписывается сроком на 5 лет с возможностью продления еще на 25 лет. То есть, условия первоначального соглашения существенно ухудшаются для России. Не успела Москва дать официальный ответ на это предложение, как в Судане произошла попытка государственного переворота. По предварительной информации ее организовали сторонники арестованного президента Омара Хассана аль-Башира.
Возможно, что за неудачной попыткой переворота в Судане и не стоят Россия и США. Однако слишком уж совпадают даты демарша властей Судана по поводу российской военной базы и провалившегося путча. Кому более выгодно смещение действующей власти в Судане? Американцам, которые так не смогли убедить Хартум отказать русским в размещение базы ВМФ? Или России, так как Судан решил ухудшить условия соглашения?
Илья Гусаров