Найти в Дзене
Сергей Пряморуков

Alone together

Тебе знакомо чувство, будто все вокруг начали говорить на другом языке? А если быть точнее - что все вокруг вдруг перестали понимать твой. Знаешь, когда во время диалога, хочется что-то сказать, чем-то поделиться, но внезапно из твоего лексикона пропадают нужные слова и речевые обороты. Я вот знаком с этим чувством не понаслышке и потому, решил разобраться в причинах этого, и как мне кажется, добился определенных успехов.

В нашем современном и прогрессивном обществе, где к психологии перестают относится как чему-то мистическому и потустороннему, только ленивый не знаком с такими понятиями, как "психотравма", "посттравматический синдром", "триггер". Когда неподготовленная и неокрепшая, зачастую конечно детская, психика подвергается воздействию сильнейшего стресса, человек испытывает тяжелейшие негативные эмоции. Каждый человек в своей жизни неминуемо с этим сталкивается, при чем в абсолютно любом возрасте. Травмой это становится, в том случае, когда эти эмоции не находят выхода. Психотравма образуется, если человек блокирует и подавляет эти эмоции, не имеет возможности с кем-то их разделить и не получает должной поддержки. Психике не нужно знать причину, по которой человек не позволяет себе прожить их, она просто послушно запирает их внутри, и будет всеми силами избегать внешних факторов, способных их спровоцировать. Эти внешние факторы и называются триггерами. Их список огромен, ими может быть что угодно: звуки, запахи, изображение, прикосновение, слова, объекты, места, люди, ситуации, детали обстановки, определенное время суток или года, погодные условия.

Но поговорить я хотел не об этом - это было краткое предисловие, введение в контекст. Недавно (ну как недавно, я писал эту статью пару месяцев) я решил поковыряться в себе и разобрать один такой триггер, который долгое время оказывал на меня влияние. Им является ясное безоблачное небо и полуденное летнее солнце, которые вроде как должны вызывать ощущение легкости, беззаботности и светлой ностальгии по детству. У меня же они вызывают чувство тоски, одиночества, тревоги, беспокойства, неизбежности и необратимости перед надвигающейся и неминуемой угрозой, от которой не получится спрятаться, скрыться, сбежать или победить её. Все вышеперечисленные ощущения - это частный случай, результат сугубо личных драматических событий моего детства, индивидуальный опыт. И это тоже не то, ради чего я вас здесь собрал.

А поговорить я хотел о том, что в этом частном случае, я обнаружен нечто общее, являющееся закономерностью для любой психотравмы - это чувство одиночества, отрешённости и заброшенности. Именно эти чувства и лежат в основе любой психотравмы. Как я сказал ранее, не сама боль травмирует нас, а именно невозможность ею поделиться, разделить её с кем-то. Согласно статистике, почти 90% всех психотравм зарождаются в детстве, когда у человека еще не сформировано механизмов и стратегий, которые бы позволили самостоятельно справиться со стрессовыми ситуациями; отсутствуют крепкие доверительные дружеские отношения, в целом - не налажена коммуникация с миром. Он попросту беззащитен. Единственной опорой в такой ситуации, остаются родители, которые согласно той же пресловутой статистике, к сожалению, и являются причиной этого стресса.

В следствие этого, ребенок не имеет опоры ни внутри себя, ни во вне - так он и начинает испытывать то самое одиночество и покинутость всеми. Ребенок остается один на один со своими проблемами, ему недостает опыта в их решении, он не знает испытывают ли другие люди что-то подобное, он попросту не знает что делать, а спросить совета ему не у кого. Он не знает как себя вести и всё, что ему остается - подражать родителям, которые ведут себя как ни в чем ни бывало, делая вид, что всё хорошо.

Так человек с малых лет учится игнорировать и подавлять свою боль, учится о ней не говорить. Вслед за этим он мастерски учится подавлять прочие, "неугодные" родителям и окружающим, эмоции и чувства и добивается поистине высоких результатов на поприще игнорирования своих страхов и сомнений, тоски и грусти, негодования и гнева, а вместе с ними, мечт и желаний, самого своего естества - того, что и делает его самим собой.

Человек с детства подавляется свои "тёмные стороны" и игнорирует свои желания, выстраивая окружение из себе подобных и избавляясь от тех, кто спокойно себя проявляет. В итоге, он создает семью, где уже традиционно, не принято выражать себя. Его дети, впервые встретившись с травмирующим опытом, не знают, что им делать и начинают подражать родителям - подавлять свои "тёмные стороны" и игнорировать свои желания, выстраивая окружение из себе подобных и избавляясь от тех, кто спокойно себя проявляет...

Думаю, не стоит говорить, что это будет продолжаться до тех пор, пока кому-то не хватит смелости взять на себя ответственность за то, что бы этот порочный круг разорвать. Твои родители этого не сделали, выбор теперь за тобой.

"В заплёванной пятиэтажке - родился, создал свою точную копию, сгинул нелепой смешной ебанашкой."
-2

И потому, я пришел к выводу, что одиночество - это не отсутствие физического контакта или социальная изоляция, а невозможность говорить о том, что для тебя важно, о том дерзает твою душу: о боле, страхах, сомнениях, беспокойстве, тревогах, недовольстве, гневе, печали и тоске.

Не хочу показаться сторонником теорий заговора и поэтому спишу это на социо-культурную тенденцию современного мира. Идеи индивидуализма внушают нам и культивируют то, что каждый человек уникален и не подвергая этот тезис критическому осмыслению, мы приходим к выводу, что наши проблемы также несут глубоко личностный характер. А следовательно, нет никакого смысла или делиться, так как другой человек не в силах будет их понять. И потому, в эпоху процветания индивидуализма, индивид остро чувствует свою оторванность от социума.

Личность уникальна, проблемы личности - нет.

Повторюсь, я конечно не параноик, НО. Принцип "разделяй и властвуй" достиг своего извращенного апогея. Наша цивилизация представляет собой колоссальных размеров мегаполисы, полные муравейников, населенных отчаянно одинокими людьми. Я называю это коллективное одиночество: многоквартирные зиккураты-монолиты, населенные живыми мертвецами - теми, что с самого детства отказался от своего естества.

"Глубоко одинокие люди в паутинах сообществ и общин."
-3

Мы разучились быть живыми людьми, нам оставили в использование лишь улыбки на пластиковых масках, что мы носим. Нам позволено играть в единственную игру - кто громче засмеется, кто веселее проведет свои выходные, кто лучше спародирует неподдельную радость. Да только заигравшись, мы позабыли, что радость не равна счастью! И то, что гнев, печаль, сомнения и страхи - это неотъемлемая часть нас, это то, что помогает нам расти, то что показывает нам, кто мы есть. И в этих чувствах нет ничего "тёмного или негативного" .

Одиночество - это молчание. Подобно тому, как у цензуры любого тоталитарного государства существует список тем, о которых можно говорить при публичном выступлении и список тем табуированных, также и мы имеем списки разрешенных эмоций и чувств, а все остальные - под строжайшим запретом.

Когда подобные люди пытаются построить диалог, я вижу двух людей, с залепленными скотчем, ртами, которые стоят друг напротив друга, расплываясь в улыбке, в то время, как по их щекам струятся слёзы. И при всем их желании, они не могут понять друг друга, ведь всё, что им остается - это мычать и говорить на языке жестов, при условии, что ни один из них его не знает.

И в отчаянной попытке услышать и быть услышанными, они тщетно пытаются заглушить тишину толпой таких же мычащих собратьев по несчастью. Но созданный гул - это лишь иллюзия того, что у них получилось, которая сразу развевается, когда в комнату заходит тот, кто спокойно говорит: "Какие дела, пацаны?".

И проходя возле очередной многоэтажки или, по набитому людьми, торговому центру, я начинаю ловить себя на мысли, что нас так много, но большинство из нас так одиноки. И вся печали и парадокс одиночества в том, что человек начинает бояться не того, что послужило причиной этого страха, не того, что вызывает сомнения, а самих этих чувств, как социально-неприемлемых. Мы боимся бояться. Ибо верим, что никто этих чувств не поймет и не поможет нам с ними справиться. И даже в случае, если нам удастся справиться с этим страхом самостоятельно, он никуда не уйдёт.

Так и назревает извечный внутренний конфликт одиночества - не позволяя себе испытывать и выражать огромную гамму чувств и эмоций (их, кстати, существует порядка двухсот; кто сможет сходу назвать хотя бы 20?) - мы теряем добрую половину самих себя и начинаем поиск чего?! Верно - "недостающей" половинки.

Мне порой кажется, что для того, чтобы избавиться от одиночества и вернуть в этот мир любовь, там нужно собраться всем вместе, сесть в круг и просто разговаривать. Плакать, кричать и говорить, говорить и говорить! Без умолку, взахлеб, перебивая и перекрикивая друг друга, брать перерывы на еду и сон, а затем снова продолжать разговаривать.

Настоятельно призываю - прекратите жить, согласно устоявшемуся правилу, которое так часто нам повторяли бабушки дедушки, родители и окружение. Выносите сор из избы, если в этой избе никто не хочет вам помочь!

-4

Открою великую тайну: боятся, сомневаются, грустят и злятся абсолютно все! Все хотя бы раз в жизни чувствовали себя одиноко. Ты не такой сложный, как тебе кажется, твои проблемы далеко не такие нерешаемые, как ты привык думать. Ты не один, поэтому, let's be alone together!

Вообще, мне представляется, что вся история нашего вида - непрерывный диалог, берущий исток из начала времен и продолжающийся поныне. Его вели задолго до нашего рождения и продолжат после нашей смерти. И если рассматривать одиночество под этой призмой - это будет неучастие в этом диалоге, а следовательно, оторванность от чего-то больше, чем ты сам, от вечных и древних смыслов и идей.

Не зря, письменность, как ступень развития способов накопления и передачи информации и ведения этого диалога, считается одним из величайших изобретений человечества. А с тем, как развивается интернет, который рождает ощущение единого информационно-энергетического поля, я всерьез задумываюсь, что в создании некого Единого Сознания и заключается смысл жизни нас, как вида, смысл существования Человека Разумного.

Искусство, гуманитарные и естественные науки - это способ поучаствовать в этом древнем диалоге. Акт созидания - это возможность внести в него свою реплику. Создавая, человек настраивается на ту самую частоту, звучащую из глубины веков. Экзистенциальный ужас, чувство заброшенности и покинутости пропадают тогда, когда человек становится участником этого разговора.

Но это конечно легче сказать, чем сделать. Это сравнимо со страхом публичных выступлений. Создание нового предполагается, в первую очередь, выход за пределы старого и привычного, созидание - это всегда выход за границы зоны комфорта. Именно нахождение в зоне комфорта и вызывает острое чувство одиночества. Там тепло, привычно, удобно и мягко, но как и в любом другом болоте - стоячая вода начинает смердеть.

Границами зоны комфорта является страх, который тебя и обуславливает. И если с ним не бороться, со временем, ты начинаешь забывать, где вообще эти границы - болото покрывается густым туманом, а ты становишься лишь тенью самого себя, по нему блуждающим.

В какой-то момент, ты перестаешь соприкасаться с миром, вступать с ним в конфликты, которые показывают тебе пределы твоих возможностей, слабые стороны и уязвимости, а вместе с тем, и точки роста. В твоем мире всё становится предсказуемым: предсказуемые встречи с предсказуемыми людьми, предсказуемые разговоры, события, реакции на них, мысли и чувства.

И спастись из этого можно единственно верным способом - борьбой со своими страхами, которые тебя там удерживают. Только заново отыскав границы своих возможностей, бросив вызов самому себе, а вместе с тем, своему страху, можно будет покинуть это богом забытое место. Но каким бы правильным этот путь не назови, легче он не станет, ведь мы привыкли, что "за забором может быть только чужой, за забором - ненависть, зависть и страх".

Достигнуть той самой Нирваны и вырваться из паутин Сансары, где правят кармические законы, можно только через боль, лишения и потери.

"Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу".

Если постоянно бежать от страха и избегать боли - человек никогда не покинет этот бесконечный цикл и раз за разом будет проживать одно и тоже. В этой жизни, и если верить буддизму - и в следующих. Встретится со своим страхом и бросай ему вызов, столько, сколько потребуется, чтобы от навсегда тебя покинул. Прими свою боль, проживи её и ты обретешь свободу. И перейдя Рубикон, ты поймешь, что...

"The bars you leave behind are made of straw (Решетки клетки, что ты оставил позади, были из соломы)".