Найти тему
Путь Востока.

Греко - турецкое противостояние на шельфе. Суть вопроса на сегодня и перспективы.

Когда начинаешь заниматься турецкой внешней политикой, точнее писать о ней, то такое ощущение, что попадаешь в море противоречий и океан сомнений. Судите сами. Турция много лет стремилась в ЕС, пыталась каким-то образом сгладить все противоречия, вопросы, шероховатости, во взаимных отношениях и вдруг, "бац"! В 2019 году Турция подписывает исторический документ под названием «Меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон юрисдикции в Средиземном море», только не с ЕС. А с Ливией. И не просто с Ливией, а со страной в которой при поддержке ряда стран ЕС, в первую очередь Франции и Греции, полным ходом идёт попытка свержения законного правительства Фаиза ас-Сараджа (Fayez Al Sarraj) при помощи человека которого называют Халифа Хафтар, про котрого мы знаем, что он полностью запятнал свою репутацию связями с ЦРУ, Сами контакты Турции и Ливии уже оказались не угодны ЕС и и его союзникам на Ближнем Востоке, а тут вам ещё и "Меморандум". Вот так выглядит шельф Восточного Средиземноморья на карте в соответствии с ливийско - турецким Меморандумом.

-2

На карте не трудно заметить, что заявленная турецкая экономическая зона вплотную подходит к греческим островам и самое главное к Кипру.

Экспертное сообщество сделало вот такой вывод.

* Расчеты греческих властей Южного Кипра, поддерживаемые ЕС, на то, чтобы заточить Турцию в морской зоне площадью всего 41 тысяча квадратных километров, потерпели фиаско. Коварные планы ЕС, Греции и греческих властей Южного Кипра были сорваны.
* Благодаря этому соглашению Греция не сможет заключить договоры о разграничении исключительных экономических зон ни с греческими властями Южного Кипра, ни с Египтом.

Когда писались строки экспертного заключения, отношения Турции и Египта были в нулевой точке, сейчас же отношения выравниваются и Египет вполне может отказаться от союзных отношений, как с ЕС, так и с Грецией. События вокруг нефтегазовых месторождений Восточного Средиземноморья, получили широкую огласку, и о чём мы не раз писали на нашем канале и чуть было не переросли в боевые действия. Впрочем, вполне возможно, что боевые действия ещё будут. Буквально на днях произошёл очередной инцидент.

Военные корабли турецких вооруженных сил блокировали судно "Наутикал Гео", которое проводило исследования природного газа для Греции к востоку от Крита. Греческие СМИ прокомментировали это как" беспрецедентный вызов".

Тут возникает закономерный вопрос. О каком сотрудничестве ЕС и Турции можно говорить, если Турция заблокировала для ЕС путь для газопровода East Med и де факто лишила ЕС пути альтернативных поставок углеводородов? При этом сам конфликт Греции и Турции имеющий помимо всего давние и глубокие корни, проросшие до фатальной неприязни выглядит не разрешимым.

"Меморандум о взаимопонимании между Турцией и Ливией о делимитации морских юрисдикций в Средиземном море нарушает суверенные права третьих государств, не соответствует морскому праву и не может иметь никаких правовых последствий для третьих государств", - говорится в заявлении саммита ЕС.

При всех бравурных заявлений в официальной турецкой прессе следует понимать, что вступив в конфликт внутри ЕС и НАТО и не получив должной поддержки, Турция в данной ситуации стала внеблоковой страной без союзников и с весьма туманными перспективами на случай боевого столкновения или серьезной угрозы такового. Перспективы являются туманными потому, что если страны НАТО захотят принудить Турцию к миру, то у них это получится. Турция може провести блиц - операции подобные той которые они провели в свой время на Кипре, но если столкновение затянется на срок более месяца, турецкой экономике не хватит прочности для того, чтобы поддержать продолжение войны. Турецкая напористость, пугает многих и к примеру Россия точно не займёт позицию Турции, а будет наблюдать со стороны, после "крымских" заявлений турецкого МИДа и лично президента Турции. Разумеется США уйдут в сторону, "умывая руки". При этом у сторон есть козыри. У Эрдогана это миллионы беженцев которые по его команде хлынут в Европу, а у ЕС есть возможность разыграть курдскую карту и заново поджечь Ливию, кроме того, у Турции есть уязвимые позиции в Африке. Вся эта ситуация связывается в тугой узел неразрешимых проблем, если бы не одно "но". Турецкое руководство уже показало свою напористость и способность рисковать. Между тем Европейский союз выглядит аморфным, слабым и неповоротливым. Хотя инициативы Макрона об общеевропейской армии в этой ситуации были бы для европейцев неплохой альтернативой НАТО которое не может действовать без оглядки на Вашингтон. А у последнего в Турции авиабаза, Инжирлик и на ней хранятся ядерные боезаряды. У ЕС в противостоянии с Турцией осталось не так много времени. Как только турки получат ядерное оружие разговор пойдёт на други тонах.

В ближайшее время Франции будет не до Греции, её руководство выбито из колеи англо - саксонским трио. Пока Франция будет определяться со своим местом в ЕС и мире, Турция может активизировать давление на Грецию, что собственно говоря уже и начало происходить.