Как и обещала в предыдущей статье, сегодня буду рассказывать о механизмах формирования созависимого конструкта. Процессы, которые я буду тут описывать, справедливы для любых других видов зависимостей: алкогольной, никотиновой, пищевой, игровой и т.д. Но, это не мой профиль, т.к. в этом разрезе работаю только с созависимыми отношениями.
Итак, созависимость это - когда рядом нет другого – я не существую. Когда он появляется, то и я появляюсь, но попадаю под влияние другого. Целиком или частью. Но я не могу с этим ничего сделать. Меня нет; мне нужен второй, чтобы меня отрегулировать; я не понимаю, кто я; я не могу быть собой – иначе меня отвергнут, я должна быть удобной, чтобы меня любили и принимали, я должна отказаться от себя.
На практике эта история будет выглядеть так: мне плохо этих отношениях, научи меня, Маша, как это все выдержать. Если есть риск разрушить/прекратить отношения, то нет - не надо, пусть лучше так, хоть и плохо. А, бывает, что, вроде, и не особо плохо все. Только я как-то и забыла про себя, и не знаю себя, вся моя жизнь это сплошное "мы" и в этом нет места "я". И очень страшно это "я" предъявить - вдруг, отвергнут?
Нужно отметить, что в созависимые отношения попадают, в основном, женщины. Мужчины свои травмы проживают через другие виды зависимостей: алкоголь, наркотики, трудоголизм и т.п.
Итак, как формируется созависимый конструкт?
Тема очень серьезная и глубокая. Я исследую историю клиента по нескольким направлениям:
- Перинатальная матрица. Здесь о том, как ваша мама проживала период вынашивания плода. В каком она была состоянии, что с ней происходило. В общем, тут очень интересно, какими гормонами кормила нас мама и как это отразилось на формировании нашей нервной системы. Тут можно исследовать и более глубокие уровни, но эта задача регрессологов, перинатальных психологов, трансперсональных психологов.
- Родовые динамики. Есть ли в семье люди, склонные к зависимостям. Какие сценарии, с этим связанные, в семейной системе проигрываются и с какой периодичностью. Есть ли в роду крупные потрясения, связанные с динамикой "жертва-агрессор", т.е. членам рода был нанесен огромный вред или члены рода наносили вред кому-то. Тогда может в роду жить системная вина, стыд, страх и пр. С такими мощными чувствами зачастую справиться можно только через зависимое поведение. В частности, представляют интерес родовые сценарии мужско-женских отношений: какие установки по поводу места женщины живут в роду, есть ли послания из рода на тему невозможности женщины выжить без мужчины и т.п. Очень полезно исследовать семейные истории ваших предков в этом контексте. Я работаю с через составление генограммы рода клиента и через расстановки, в которых очень четко проявляются системные послания на тему отношений между мужчинами и женщинами. Нужно понимать, что родовой сценарий - вещь очень сильная и выход из него процесс не всегда простой. Если, например, ваши мама, бабушка, прабабушка поддерживали историю о том, что женщина без мужчины никто, то сделать шаг в направлении противоположной установки на бессознательном уровне означает - предать собственную семью. Тут много всего интересного может прятаться. Накидала общими мазками тенденции.
- Травмы раннего развития. Вот тут мы подходим к исследованию вашего личного первого опыта взаимодействия со значимыми Другими - родителями или лицами их заменяющими (бабушки, няни и т.п.)
В этом контакте мы получаем наиболее полную информацию о том, как строятся близкие отношения, о том, на что мы можем рассчитывать в этих отношениях, о том, кто мы такие и чего достойны. Много тут всего, короче. И то, как этот период прожит, во многом определит нас на всю оставшуюся жизнь.
Созависимость, как модель управления сознанием, укореняется следствие полученных травм развития.
Тут остановимся поподробнее. В психологии выделяют несколько стадий развития ребенка: - созависимость (слияние/симбиоз). Это период от рождения до 9 месяцев, западные коллеги сюда включают период от момента зачатия. Это период формирования надежной, устойчивой связи между матерью и ребенком. На этом этапе ребенок максимально глубоко соединен с матерью. Все, с чем связана мама в этот период, проживается и ребенком. Травматизация на этом этапе часто связана с игнорированием потребностей ребенка или насилием над ним. Очень важна эмоциональная включенность, доступность матери. Если тут был разрыв связи, то во взрослом возрасте психика будет подтягивать модель отношений, где можно будет прожить симбиотическую связь, примкнуть к другому.
Цикл формирования травмы на этой стадии будет выглядеть следующим образом:
1. Баланс. Лежит, например, малыш в кроватке. У него все хорошо.
2. Импульс в виде формирования потребности. Захотел есть. Забеспокоился.
3. Чувствует нарастающее напряжение в связи с голодом. Начинает плакать.
4. Точка удовлетворения потребности. Мама услышала плач, поняла, чего малыш хочет. Покормила.
5. Расслабление. Потребность удовлетворена. Нервная система пришла в баланс и будет пребывать в нем до возникновения новой потребности. Если потребность удовлетворяется слишком рано, то не вырабатывается механизм распознавания потребности. Нужно дать психике опыт наращивания напряжения и скомпенсировать его.
НО!
6. Фрустрация/шок. Если потребность не была удовлетворена. Например, мама по какой-то причине не отреагировала на плач ребенка или не смогла распознать его потребность, например, начала укачивать место кормежки, то психика ребенка достигает пикового напряжения в связи с неудовлетворением начальной потребности и ребенок впадает в шоковое состояние.
Думаю, вы встречались с выражением: ребенок наплакался и уснул. Именно это и есть шоковая точка. Не наплакался - ушел точку фрустрации, травмировался, психика ушла на перезагрузку. Случился провал в "черную дыру".
Чем больше шоковых состояний, тем больше и глубже капсуляция травмы. Именно в точке фрустрации формируется зависимость. Мне нужно срочно что-то или кто-то, чтобы не провалиться в шок, в свою "черную дыру". Об этом периоде в памяти практически никогда не остается информации, мы слишком малы и формирование психики еще не завершено. Зато телесно и эмоционально мы очень хорошо фиксируем этот опыт. При работе с созависимостью многие клиенты описывают свои состояния и симптомы как невнятное беспокойство, страх, ужас: вот он уйдет от меня и все - я умру. Головой все понимаю, но ужас такой степени, что тело сжимается, думать не могу. Провал в "черную дыру" случился.
Вот так будет выглядеть травма привязанности.
- сепарация (контрзависимость/противозависимость). Период 2-3 лет. На этой стадии задача психики – сепарация от значимого Другого. Если на предыдущем этапе симбиотический опыт психика не получила, то она будет тормозить сепарацию. Для процесса сепарации нужен третий, без него сепарация невозможна. Отец, брат, няня и т.п. Т.е. должна образоваться новая связь. Если у ребенка нет доверия к этому третьему, то сепарация не пройдет. Чаще всего в этом периоде в семье происходят разводы, но это тема отдельной заметки. Это этап психологического рождения ребенка, формирование своего «Я». Научиться быть психически независимым, заявлять о себе, иметь точку опоры внутри. Ощущение своего «Я» начинает оформляться. Я могу брать ответственность. Научение делиться. Баланс "брать – давать".
Ребенок учится взаимодействовать. Признавать авторитет другого. Все, что заложено в этот период, будет являться внутренней опорой на будущее. Возможность и первый опыт выражения своих чувств и желаний словами. Формирование навыков автономной регуляции.
Если достаточно безопасно внутри, малыш может исследовать этот мир. Если недостаточно, то ему нужен кто-то, за кого он будет держаться в этом мире. Психологическая зависимость от других. Если эта стадия до конца не завершена, то вместо жизни с ощущением ясного «Я», человек будет искать симбиотическую связь, чтобы дорастить себя и сепарироваться.
В этом варианте человек сам себя определить не может, только через другого: скажи мне, кто я, что со мной, как мне поступить, чего я хочу. И часто бывает, что для завершения сепарации, нужен третий в отношениях (любовник/любовница). Этот третий помогает разорвать связь.
Из некорректного проживания данного периода мы получим две стратегии проживания контакта с другими: слияние и избегание. Иногда эти стадии могут сменять друг друга последовательно и человек оказывается в замкнутом круге: хочу к тебе - отойди от меня.
Дальнейшее развитие малыша также влияет на его стратегии, но именно в вышеописанных возрастных периодах закладываются основные паттерны. Дальше, развиваясь, мы можем продолжать травмироваться о события, взаимоотношения и пр., но об этом у нас будет память. А в периоде до 3-х лет у нас зачастую только ЧУВСТВА. Поэтому с этими травмами работать достаточно сложно и иони оказывают колоссальнейшее влияние на наш жизненный путь.
В следующей статье буду говорить о комплексах, которые предрасполагают к созависимым отношениям.
Буду разбирать родительские послания ребенку, выводы, которые ребенок делает, основываясь на этих посланиях. С чем он заходит в отношения во взрослом возрасте и какова динамика развития партнерских отношений в этих случаях.